Сюжетом для столь «искушенных извращений» послужили легендарные мистические соблазны, которые преодолел святой Антоний.
Но какие же тайны скрывает шедевр и что именно на нем изображено?
На левой дверце представлен полет и падение святого Антония, где высоко в небе он со сложенными руками уносится толпой демонов.
Внизу, в небольшой пещере, по всей видимости расположен бордель, со входом сформированным из дерева в форме человека стоящего на четвереньках в весьма неприличной позе.
К борделю направляется кощунственная процессия из демонов облаченных одежды священнослужителей.
Примечательно, что одетый в священные одежды и олень, как правило, символизирует христианство, но здесь он используется исключительно в богохульном значении.
В нижней части показано как монахи и мирянин утаскивают святого после падения к следующему этапу его удивительных приключений.
Центральная панель содержит основою сцену искушений святого.
Сам Антоний изображен в центре, стоящим на коленях с руками соложеными в медитативной позе. Благословляющий жестом он указывает на полуразрушенную башню, где появляется фигура Христа.
Вокруг разворачивается черная месса. Жрица приносит поднос, на котором сидит жаба (символ колдовства) держащая яйцо (как символ похоти).
Помимо прочего рядом происходят многочисленные непотребные действия с участием богохульствующих демонов, сюжет которых остается загадкой даже спустя 500 лет после создания работы.
На заднем плане горит город. Небо бороздят птицы-корабли, летающие рыбы другие удивительные летательные средства управляемые нечистой силой.
В воде разворачивается дьявольская пародия на побег в Египет и поклонение Волхвов, а также многочисленные и весьма своеобразные «таинства», истинное значение которых было известно разве что самому автору.
В заключительной (правой панели) происходят не менее удивительные события.
На переднем плане изображена голая женщина, как символ похоти. Она выходит из ствола дерева и выглядывает через разлом в коре как через занавес.
Жабоподобное существо символическим жестом предлагает святому тело девушки, пытаясь его искусить.
События завершаются изображением голых людей в странных позах занятых весьма сомнительными делами и символизирующими всю бессознательность человечества.
«Искушение святого Антония» по праву считается не только одним из важнейших произведений Иеронима Босха, но и самым таинственным созданным на подобную тематику.