Греческая трагедия: классическая эпоха
Трагедия родилась из сценических действий в честь Диониса во время праздников этого бога. Участниками действа были хор во главе с предводителем и актер. Писали, что актера выделил из состава хора драматург Феспид, живший в VI веке до н. э. При Писистрате в Афинах начались драматические постановки, и первым удостоился чести поставить трагедию Феспид.
Поскольку театр вырос из представлений в честь Диониса, наряду с трагедиями ставили комические сатировские драмы. Обычно подряд шли три трагедии, за которыми следовала сатировская драма.
Расцвет древнегреческой трагедии связан с именами трех великих драматургов-трагиков — Эсхила, Софокла и Еврипида. Существовала легенда, которая связывала их всех с битвой при Саламине. Эсхил в ней сражался, Софокл пел в хоре юношей, приветствовавших победителей, а Евгипид в этот день родился. Но Паросская хроника датирует рождение Еврипида несколькими годами ранее.
Эсхил родился около 525 года до н. э. в городе Элевсин, входившем в состав Афинского полиса. В молодости он начал писать и ставить пьесы. В 484 году до н. э. Эсхил ввел в структуру трагедии второго актера (девтерагониста). Ранее в пьесах были хор, предводитель хора и один актер.
Эсхил был не только драматургом, но и воином. Легенда гласит, что он сражался при Саламине. Но его собственная эпитафия сообщает, что драматург сражался при Марафоне, и враги должны были запомнить его храбрость. О битве при Саламине драматург написал трагедию «Персы», где вложил в уста вестника описание морской битвы.
За свою жизнь Эсхил написал около 90 трагедий. Тринадцать раз он становился победителем на Великих Дионисиях. До наших дней сохранилось только 7 пьес Эсхила. И только одна трилогия пьес сохранилась полностью — история Ореста, сына Агамемного.
В 468 году до н. э. Эсхил уступил первое место восходящей звезде афинского театра — Софоклу. После этого Эсхил уехал на Сицилию и жил при дворе тирана Гиерона. Там он создал трагедию «Этнянки», приуроченную к основанию его покровителем города у подножия Этны. Позже Эсхил вернулся в Афины и одержал последнюю победу в Великих Дионисиях.
Младший современник Эсхила Софокл происходил из богатой семьи. Он занимался политикой — был казначеем Афинского морского союза, избирался стратегом. Он входил в окружение Перикла, самого влиятельного афинского политика в 440−430-е годы до н. э. Софокл написал больше 100 пьес, но сохранилось только 7 трагедий и фрагмент сатировской драмы.
Софокл ввел в постановки третьего актера (тритагониста). Его партия была самой маленькой и наименее престижной. Афинский оратор и политик Эсхин, соперничавший с Демосфеном, в молодости какое-то время играл в театре. Насмешкой для его соперника служило, что Эсхин был актером и не смог подняться в этом ремесле выше тритагониста.
Героев в пьесах было больше трех, поэтому актер мог играть несколько ролей. В особых случаях в трагедию вводился четвертый актер. Особые актеры, не входившие в основной состав, играли немые роли. Например, в трагедии Евгипида «Ифигения в Тавриде» друг Ореста Пилад присутствует на сцене, но слов не произносит.
Третий из великих трагиков, Еврипид, дебютировал в начале 430-х годов до н. э. с трагедией «Алкестида». Его пьесы затрагивали отношения между людьми. Он не боялся изображать своих героев мятущимися, сомневающимися, подверженными страстям.
Отношение к Еврипиду у афинян было неоднозначным, часто его премьеры заканчивались провалами. По-настоящему, его оценили в Эллинистическую эпоху. Сохранилось 17 трагедий Еврипида и 1 сатировская драма. Драматург окончил свои дни в Македонии при дворе просвещенного царя Архелая.
Темой большинства афинских трагедий были мифические сюжеты из жизни богов и героев. Например, Эсхил в пьесе «Прометей Прикованный» рассказывает о судьбе восставшего против Зевса Титана. Софокл в трагедиях «Эдип-Царь» и «Эдип в Колоне» рассказывает о легендарном царе Фив. Еврипид создал пьесу о возлюбленной Ясона «Медее».
Реже поэты обращались к современности. Фриних, самый известный из трагиков до Эсхила, поставил в 493 году до н. э. трагедию «Взятие Милета» о завершении восстания малоазийских греков против Персии. Позже он поставил трагедию «Финикиянки» о Саламинской битве. К этой же теме обратился Эсхил в «Персах».
По легенде, Эсхил был убит упавшей на него черепахой. Хищная птица приняла его лысину за камень, о который можно разбить панцирь добычи. Софокл по легенде умер, пытаясь произнести стих своей трагедии, не переводя дух. По другой легенде — подавившись виноградиной.
Сыновья и племянник Эсхила, сын и внук Софокла, а также сын комедиографа Аристофана тоже стали драматургами. Но все они затерялись в ряду десятков товарищей по ремеслу, и их пьесы были утрачены.
Комедия в греческом театре: политика и нравы
Официально комедия была включена в программу афинских праздников в начале V века до н. э. Уже в Античности выделили три периода Аттической комедии. Черту первому периоду, Древней Аттической комедии, подвел конец Пелопоннесской войны. История Афин до поражения в войне с Македонией и ликвидации демократии в 322 году до н. э. считается этапом Средней Аттической комедии. Рубеж IV и III веков до н. э. — Новой Аттической комедии.
Древняя Аттическая комедия развивалась в V веке до н. э. Ее главной проблемой была общественная жизнь. Драматурги выводили в качестве героев пьес своих современников — поэтов, богачей и политиков. Они не боялись включать в комедии прямые выпады против неугодных им людей.
Из множества образцов Древней Аттической комедии сохранились только пьесы величайшего из авторов — Аристофана. Из 44 известных его пьес до наших дней дошло только 11. Большинство из них посвящены текущей политике и бичеванию неугодных Аристофану людей.
По своим взглядам Аристофан был консерватором. Через его пьесы проходит тема упадка нравов его современников по сравнению с поколением «бойцов марафонских». В пьесе «Ахарняне» поэт выступает против войны со Спартой и бичует афинских сторонников войны. Во «Всадниках» Аристофан высмеивает демагога Клеона, одного из самых влиятельных политиков в то время. Постоянной мишенью для насмешек Аристофана был трагик Еврипид, которого драматург тоже обвинял в упадке нравов сограждан.
Комедии других поэтов этого период утрачены. Сохранились только фрагменты, которые, в том числе, обличали современных авторам политиков. Например, Плутарх цитирует комедиографа Платона, который отозвался об остракизме политика Гипербола хлесткими словами: «Да слишком много чести для клейменого: // Суд черепков не для таких был выдуман».
Афины IV века до н. э. считаются эпохой Средней Аттической комедии. Главная проблема этого периода в том, что не сохранилось ни одной пьесы — только фрагменты и переработки, сделанные римскими комедиографами. Известно около 50 комедиографов, писавших в IV веке до н. э. Два поэта были рекордсменами по продуктивности. Антифан написал 365 пьес, Алексид — 245.
Судя по сохранившимся фрагментам, в комедиях этого периода поднимались вопросы политики. Известно, что комедиографы касались вопросов отношения Афин с Филиппом Македонским. Но главной темой были картины нравов современных авторам Афин. Комедиографы IV века до н. э. стали писать пьесы на мифологические сюжеты, изображая их в комичном ключе. В «мифологических» комедиях авторы пародируют трагедии, в том числе — трех великих трагиков предыдущего столетия. Известны названия комедий «Одиссей-ткач» или «Гиацинт-сводник».
Можно привести пример одного сохранившегося отрывка Средней комедии, который высмеивал мифологический сюжет. Однажды бог Крон занял у Аполлона денег и не вернул. В ответ этот бог изрек пророчество, что Крона свергнет сын. После этого Крон стал продавать рождавшихся у него детей в рабство Мегаре и проглатывать полученные деньги.
Известно не менее 50 имен авторов Новой Аттической комедии. Самый значимый из них, а также единственный, чьи пьесы сохранились — Менандр. Три автора новой комедии (Менандр, Филемон и Дифил) создали по 100 комедий каждый. Такая продуктивность была связана с тем, что новые комедии ставились в Афинах ежегодно.
Темой Новой Аттической комедии стали нравы времени. Героями были простые афиняне, а также рабы, наемники, параситы (нахлебники при богачах), сводники. Александрийский филолог Аристофан Византийский спрашивал, кто кому подражает — Менандр жизни или наоборот.
Современники очень ценили творчество Менандра. Его цитаты включались в антологии. В Средние века он был забыт. В эпоху Возрождения были известны только его цитаты. В 1844 году немецкий ученый К. Тишендорф нашел в монастыре на Синае два пергаментных листка с текстами Менандра. Они были вклеены в переплет другой книги, и он переписал их текст. В 1854 году русский епископ Порфирий освободил эти листы из переплета и привез в Россию. Так началось возвращение Менандра читателям.
В 1897 году был найден папирус с текстом комедии «Земледелец». За ним последовали новые открытия текстов. В 1905 году в Египте был раскопан римский дом, где среди других папирусов нашли неполные тексты пяти комедий Менандра. В результате до нас дошел полный текст комедии «Угрюмец» («Брюзга») и неполные тексты еще четырех комедий.
Театр Диониса: как готовили постановки в Афинах
Театральные постановки проходили в Афинах четыре раза в год на праздниках в честь Диониса. Это Малые Дионисии, Ленеи, Анфестерии и самые масштабные Великие Дионисии.
Великие Дионисии были не просто театральным праздником, а символом величия Афин. В V веке до н. э. перед спектаклем на сцену выносили казну Афинского морского союза — деньги, которые позволяли содержать боевой флот и демократию. В театре награждали граждан венками за заслуги перед Афинами. В конце IV века до н. э. частью театрального представления стал парад эфебов — юношей, проходящих военную службу. На сцене театра эфебы демонстрировали строевые приемы, а после каждый из них получал от государства копье и щит.
На Великих Дионисиях каждый драматург и хорег ставили цикл из 3 трагедий и одной сатировской драмы. Также 5 драматургов и хорегов ставили 5 комедий. На Малых (Сельских) Дионисиях спектакли показывали не в Афинах, а в демах (территориальных единицах Афинского государства). Самые масштабные проходили в афинском порту Пирее. На Сельских Дионисиях ставили старые пьесы.
Артистами могли быть только граждане Афин. Хор считался священным, поэтому артисты и хорег освобождались от военной службы. Драматурги сами подбирали себе актеров и создавали постоянные труппы.
Поэт, решивший представить пьесы на одном из праздников, шел с ними к архонту. Архонт принимал решение о допуске пьес к постановке и назначал поэту хорега, отвечавшего за финансовую сторону вопроса.
Перед праздниками афиняне выбирали судей, которые присуждали победу участникам театральных состязаний. Свои решения судьи заносили в протоколы, названные дидаскалиями. В дидаскалии заносили имена поэтов, хорегов и первых актеров, участвовавших в постановках, и занятые ими места на состязании. Дидаскалии хранились в архиве и выбивались на камнях около храма Диониса.
Для организации сценических представлений в Афинах действовала литургия (добровольная повинность) под названием хорегия. Ее исполнитель, хорег, за свой счет содержал артистов для спектакля.
Хорег должен был оплатить обучение артистов, платить им зарплату и содержать все время подготовки пьесы. Особое внимание он должен был уделять снабжению актеров пищей, которая усиливает голос. Хорег заказывал подобающие одежды, венки и маски для артистов, а после праздника посвящал их в храм Диониса. Кроме реквизита хорег посвящал в храм картину или рельеф с изображением сцены из трагедии и подписью.
Исполнитель литургии арендовал помещение для репетиции или предоставлял артистам свое. Если в ряды актеров затесывался гражданин другого полиса, хорег обязан был уплатить за него штраф.
Со времен Софокла в трагедии играли три актера и хор из 15 артистов. Когда пьесы становились более пышными, драматурги требовали от хорегов оплатить дополнительные эффекты. Например, свиту богато одетых прислужниц или караван животных.
На самом представлении хорег оплачивал раздачу подарков зрителям. Перед выходом на сцену и после схода с нее артисты хора получали по чаше вина (тоже за счет хорега). Наконец, после спектакля за счет исполнителя литургии проводился праздничный пир.
Хореги состязались друг с другом в роскоши постановок. После показа пьес судьи объявляли драматурга, чья тетралогия признавалась лучшей. Единственной наградой для хорега был сам факт победы и возможность сделать о ней памятную надпись.
Богатые афиняне шли на эти расходы ради престижа и повышения статуса в обществе. В свое время расточительными хорегиями прославились полководцы и политики Фемистокл, Перикл, Никий и Алкивиад, благодаря своему богатству и меценатству завоевавшие авторитет у сограждан.
Здания театров в Аттике сдавались в аренду. Один человек или группа лиц брали в аренду здание театра у дема, на территории которого он располагался, и получали право брать с посетителей деньги за вход. Определенный процент с каждого билета шел в казну государства. Таких людей в афинских декретах называли театронами. Театроны должны были вернуть после представления здание театра дему в исправном состоянии.
Также арендаторы имели право достраивать здание. В частности, устанавливать временные деревянные скамьи. Если театроны отказывались достроить часть здания вопреки договору, это делали сами граждане, но стоимость вычиталась из суммы аренды. После окончания срока аренды три гражданина дема осматривали здание.
Если театроны брали деньги за вход в театр, то не каждый гражданин мог найти оболы и драхмы на билет. Театральные представления были не только ярким зрелищем, но и ненавязчивой политической пропагандой. Со времен Перикла афинские должностные лица осуществляли денежные раздачи бедным гражданам для посещения театра.
В середине IV века до н. э. выплаты «зрелищных денег» стали регулярными, и афиняне создали для этого зрелищный фонд Теорикон. Теориконом заведовала коллегия, которую народное собрание избирало на один год. В Теорикон поступали денежные излишки, и под страхом смертной казни запрещалось использовать эти деньги на что-то другое. Оратор Демад называл «зрелищные деньги» цементом демократии, поэтому, когда в 322 году в городе свергли демократию, перестал существовать и Теорикон.
Римский театр: наследие греческой комедии
В Афинах продолжали ставить новые пьесы и в Эллинистическую эпоху. Правда, новые авторы не могли встать в один ряд с прежними. Поэтому афиняне продолжали ставить трагедии авторов, ставших классиками.
Греческие театральные традиции были переняты римлянами. После завоевания греческих полисов Италии римляне познакомились с их культурой. На торжествах в честь победы в войне с Карфагеном в 240 году до н. э. грек Ливий Андроник поставил комедию на латыни по греческому образцу. После этого он получил несколько новых заказов.
Преемники Андроника стали переводить греческие комедии на латынь. Они не просто делали перевод, но вносили что-то от себя, а также объединяли две или три греческих комедии. Образцами служили ныне утраченные пьесы Средней и Новой Аттической комедии. Величайшими творцами комедии паллиаты (название происходило от греческого плаща) стали Плавт и Теренций. Их пьесы сохранились до наших дней.
Древнегреческие трагедии вдохновляли художников, поэтов и писателей на новые произведения. Десятки картин, созданных в Новое время, изображают сюжеты, воспетые Эсхилом, Софоклом или Еврипидом. Современные режиссеры делают свои версии постановок древних трагедий и комедий.