Темнокожие звезды советского кино
728
просмотров
Участие африканцев в советских фильмах доказывало, что в СССР хорошо живут люди всех рас. Но зрители любили темнокожих актёров не по идеологическим причинам.

Первые африканцы появились на Руси вскоре после Смутного времени. Упоминается, что некий арап прислуживал при дворе инокини Марфы, матери царя Михаила Фёдоровича. Москвичи толпами сбегались поглазеть на этакую диковину. Через 70 лет Пётр I привёз из Европы нескольких темнокожих. Самым известным из них стал Ибрагим Ганнибал, прадедушка Александра Пушкина.

В дальнейшем при дворе каждого из российских императоров несли службу несколько темнокожих слуг, официально именовавшихся арапами Высочайшего двора. Они попарно дежурили у дверей царских покоев и выполняли курьерские поручения. В их обязанности также входило складывание подарков под дворцовую рождественскую ель — это символизировало приношение даров волхвами, один из которых, как известно, был темнокожим. При выходе на покой царские арапы получали пенсию в два раза большую, чем их бледнолицые коллеги.

Пётр I с темнокожим пажом, 1707.

 Русские относились к темнокожим иностранцам вполне добродушно. Вполне естественно, что экзотичного вида красавцы пользовались повышенным вниманием у женщин. Многие арапы завели семьи и оставили потомство.

В предреволюционные годы темнокожие в Российской империи если и не стали чем-то вполне привычным, то и не воспринимались уже как особенная экзотика. Помимо полурусских мулатов, некоторые из которых даже служили в армии во время Первой мировой войны, крупные российские города регулярно посещали гастролировавшие заграничные труппы. Темнокожий борец на цирковой арене был привычным зрелищем даже для российской глубинки. В 1904 году в страну приехала темнокожая певица Коретти Арле, пленившая своим голосом столичную и провинциальную публику. Арле исполняла как песни в модном тогда стиле кабаре, так и участвовала в постановках классических опер. Например, в Харькове она блистала в «Аиде». Вокальное мастерство Арле совершенствовала на занятиях у знаменитого педагога Ипполитова-Иванова.

Революция и Гражданская война разбросали афророссиян по всему свету. Некоторые из бывших дворцовых арапов эмигрировали, другие не пережили тяжёлых времён. Однако советская власть, начертавшая на своих знамёнах лозунги интернационализма, старалась продемонстрировать всем, что на её территории вольготно себя чувствуют представители всех рас, в том числе и темнокожие, угнетаемые в США и африканских колониях. Проще и нагляднее всего было показать это с помощью кино.

Первый темнокожий актёр появился на советском экране в 1923 году. При экранизации повести Павла Бляхина «Красные дьяволята» персонажа книги китайца Ю-Ю заменили на африканца Тома Джексона. Эту роль исполнил Кадор Бен-Салим. Ещё в 1912 году этот сенегалец приехал в Россию с цирковой марокканской труппой, в которой был и акробатом, и иллюзионистом, и борцом. Во время Гражданской войны Кадор служил в чапаевской дивизии, то есть его жизнь во многом совпала с биографией киноперсонажа. По-русски Кадор говорил с сильным акцентом, но так как фильм был немой, особой роли это не играло.

В начале 1930-х в СССР решили снять кино об ужасной жизни афроамериканцев в США. Проект под рабочим названием «Чёрное и белое» задумывался монументальный. На роль режиссёра пригласили немца Карла Юнганса, актёров набирали в США. С помощью советского торгпредства удалось завербовать два десятка темнокожих актёров, большинство из которых имели опыт довольно скромный. В 1932 году начались съёмки в Крыму, однако вскоре по не совсем понятным причинам проект закрыли. Режиссёр вернулся в Германию, большинство артистов — в Америку. В СССР остались двое — Вейланд Родд и Ллойд Паттерсон.

Вейланд Родд в Америке был профессиональным актёром и в СССР стал работать в театре Всеволода Мейерхольда. Он сыграл в шести фильмах. Самой заметной его ролью был великан Геркулес в экранизации «Пятнадцатилетнего капитана» по произведению Жюля Верна. Кстати, в роли престарелой няни Нэн в этом фильме снялась Коретти Арле.

Дизайнер Паттерсон занялся в Москве проектированием интерьеров, а позже стал работать диктором на центральном радио, вещая на англоговорящие страны. В СССР его знали мало, зато вся страна обожала старшего сына Ллойда — Джеймса. В трёхлетнем возрасте темнокожий малыш исполнил одну из главных ролей в кинокомедии «Цирк» (1936). Вокруг мальчика закручен весь сюжет, наглядно демонстрировавший разные отношения к представителям другой расы в советском и буржуазном обществах.

Ллойд Паттерсон женился на театральной художнице, которая родила ему кроме Джеймса ещё двух сыновей. Во время войны эта троица вместе с другими детьми сотрудников Радиокомитета была эвакуирована на Урал, где заметно разнообразила население села Кашино. Джеймс Ллойдович Паттерсон вырос, стал офицером-подводником, единственным темнокожим лейтенантом ВМФ СССР. Он писал стихи, издал несколько сборников. В 1994 году вместе с престарелой матерью он эмигрировал на историческую родину отца.

Роберт Росс и Джеймс Паттерсон в фильме «Цирк».

В фильме «Цирк» снялся и ещё один темнокожий актёр — Роберт Росс. Он приехал в СССР в 1928 году, завербовавшись как квалифицированный рабочий на одну из строек страны социализма. Приехав в Москву, Росс понял, что при помощи своей внешности сможет заработать больше, и стал активно сниматься в кино. На его счету эпизодические роли в двух десятках фильмов.

Не избежал кинославы и ещё один переехавший в СССР афроамериканец. В 1930 году Роберта Робинсона в составе группы американских рабочих зазвали строить Сталинградский тракторный завод. На берегах Волги Робинсон подрался с двумя другими американцами. Этот инцидент советские газеты расписали как пример расизма, присущего всем белым гражданам США. Роберт прославился, переехал в Москву, и в декабре 1934 года был избран депутатом Моссовета. В 1947 году Робертсон снялся в фильме «Миклухо-Маклай» в небольшой роли дикаря-папуаса. Судя по всему, несмотря на депутатство, жизнь в СССР Робертсону не очень нравилась. Он многократно, но безуспешно пытался покинуть Советский Союз. Удалось ему это только в 1974 году, когда с помощью угандийских дипломатов он вырвался на родину своих предков, откуда тут же перебрался в США.

Роберт Робинсон на заводе.

В 1953 году на экраны СССР вышел фильм «Максимка», поставленный по мотивам одноимённого рассказа Константина Станюковича. Главную роль исполнил десятилетний Толя Бовыкин. Его мать во время войны работала в Архангельском порту, куда прибывали морские конвои, доставлявшие из США товары по ленд-лизу. Темнокожий матрос с одного из американских сухогрузов очень понравился женщине, и в августе 1943 года на свет появился Толя. Отчество Самуилович, записанное в его метрике, было дано, возможно, в честь знаменитого дядюшки Сэма.

На роль Максимки улыбчивого Толю утвердили без проб. После выхода фильма темнокожий мальчик стал всесоюзной звездой. В титрах, правда, его фамилию исказили — написали Бобыкин вместо Бовыкин, но всё равно на адрес Киевской киностудии, снявшей фильм, потоком шли письма от ребят со всех концов СССР. Пока снималась картина, Толя жил в Киеве в семье директора фильма и ходил в школу для одарённых детей. Через несколько месяцев после премьеры из Архангельска приехала его мать, работавшая мойщицей бочек из-под селёдки, и увезла мальчика на север. В 1958 году Толя Бовыкин умер от воспаления лёгких.

Плакат фильма «Максимка».

 В 1960 году в Москве открылся Университет дружбы народов, вскоре получивший имя Патриса Лумумбы. Многочисленные студенты из африканских стран стали желанными гостями на съёмочных площадках. Например, группа студентов участвовала как массовка в съёмках телесериала «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1983), а звезда университетской самодеятельности Бехайлу Менгеша исполнил роль Джима. С помощью темнокожих студентов в 1970 году на студии «Беларусьфильм» удалось снять кинобиографию Патриса Лумумбы «Чёрное солнце» — единственный в истории СССР фильм, действие которого почти полностью происходит в современной Африке. В съёмках принимали участие уроженцы 30 африканских стран.

В 1960—1980 годах советские кинематографисты не испытывали недостатка в африканцах, горевших желанием сыграть любую роль. К сожалению, энтузиазма у этих непрофессионалов было гораздо больше, чем актёрских талантов, поэтому предпочтение всё же отдавалось советским актёрам. Сергей Бондарчук, например, сыграл Отелло (1955), Владимир Высоцкий перевоплотился в Ибрагима Ганнибала («Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», 1976), Ларису Долину загримировали под негритянскую певицу Клементину Фернандез («Мы из джаза», 1983), Дмитрий Шумилов предстал в «Ассе» (1987) в образе Вити.

С падением социализма российских киношников перестала занимать тема обличения межрасовых проблем в заокеанских странах, и спрос на темнокожих актёров заметно упал. Григорий Сиятвинда стал театральной и кинозвездой не благодаря цвету кожи, а из-за своего таланта.

В 1990-е прославилась темнокожая обитательница не кино-, а телеэкрана. Родившаяся в 1962 году Елена Ханга обладает довольно экзотической для России родословной. Её прадед Хиллард Голден был рабом в одном из южных штатов США, но после освобождения благодаря упорному труду разбогател и стал крупным землевладельцем. Его сын Оливер увлёкся коммунизмом и в 1920-х годах получил образование в СССР. Выучившись на агронома, он вернулся в США, где собрал команду из 16 человек для подъёма хлопководства в социалистическом Узбекистане. Эта республика была выбрана из-за того, что Голден счёл узбеков самым темнокожим из народов СССР и решил помогать именно им. В 1931 году он с женой приехал в Ташкент. В 1934 году у них родилась дочь Лия. Она получила прекрасное образование, занялась африканистикой и стала единственным темнокожим преподавателем Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Кстати, ей тоже довелось сниматься в кино, в том числе и в фильме «Чёрное солнце».

В 1960 году в дверь московской квартиры Лии Голден позвонил темнокожий незнакомец: «Здравствуйте, я приехал из Занзибара и хочу на вас жениться». Оказалось, что далёкая африканская страна готовилась к обретению независимости, и местные старейшины в качестве будущего премьер-министра выбрали самого образованного занзибарца. Им стал Абдула Кассим Ханга, имевший за плечами Оксфорд. Но что это за премьер-министр, если у него нет жены? Стали искать Кассиму достойную невесту. Кто-то из занзибарцев вспомнил, как во время учёбы в Москве ему помогала очень умная и красивая девушка. Кассима отправили в столицу СССР свататься. Он произвёл на Лию должное впечатление, и они поженились. Через два года на свет появилась Елена. К сожалению, её отец в 1968 году стал жертвой одного из многочисленных государственных переворотов на своей родине. Девочку воспитывала мать, оставшаяся в Москве.

Елена Ханга.

Елена Ханга закончила факультет журналистики МГУ, несколько раз подолгу стажировалась в США. В 1990-х она начала работать на НТВ, где поначалу вела спортивные репортажи. Однако широкие массы телезрителей обратили на темнокожую журналистку внимание в 1997 году, когда Елена Ханга стала ведущей передачи «Про это» — первой на российском телевидении программы о сексе. Статус настоящей звезды Ханга обрела в начале 2000-х благодаря программе «Принцип домино». В её фильмографии шесть художественных фильмов и два сериала.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится