Веселые каникулы (2012)
«Веселые каникулы» — один из самых недооцененных фильмов с Мэлом Гибсоном. По сюжету его персонаж — грабитель-гринго, который попадает в мексиканскую тюрьму. По ходу картины он пытается акклиматизироваться, хотя все окружающее постоянно доказывает, что для него, пришлого и бесправного, это невозможно (даже если он невероятно крут).
Мексиканская тюрьма выглядит скорее как город в городе — огромная территория, застроенная кое-как самими зеками. Причем заключенные здесь относительно свободны: спокойно разгуливают по территории, работают, толкают друг другу дурь, а те, кто покруче, даже заводят себе жен и наложниц. В общем, здесь — самая экзотичная и странная тюрьма из нашего списка.
Вне Закона (1986)
Когда Джармуш снимал фильм «Вне закона», он еще был не особо известен, но уже тогда умел снимать невероятно стильно. Черно-белые улицы Нового Орлеана, на которых звучит блюз Тома Вейтса, жулики, проходимцы и опасные дворы сменяются тюрьмой, куда трое главных героев попадают по недоразумению. Там они знакомятся, учатся доверять друг другу и устраивают побег.
Фильм рассказывает о дружбе трех характерных персонажей: героя Том Вейтса, Джона Лури (вы, как минимум, знаете его по картине «Превед Медвед») и Роберто Бениньи. Именно последний превращает кино в комедию, полную абсурдного юмора. Бениньи уморителен, Вейт и Лури — хладнокровны и чертовски круты. Вместе их тройка смотрится идеально.
Полуночный экспресс (1978)
«Полуночный экспресс» выглядит как самый эмоционально достоверный фильм о выживании за решеткой. Он экзотичен своим сюжетом: главный герой, молодой и самоуверенный американец, попадает в тюрьму в Турции. Но она показана так, что история пробирает до дрожи. Ужас, паника, потеря надежды, иная и жестокая к пришлому культура: герой здесь показан абсолютно обреченным.
Отдельный ужас вызывает тот факт, что сюжет основан на реальной истории, пусть и приукрашен. При этом фильм — не сплошной мрак и уныние, а талантливо снятая драма о простом человеке, оказавшемся в экстремальных условиях, которые не сломили его волю.
Зверофабрика (2000)
Еще один фильм о тюремной жестокости и «жести». Он заслуживает внимание уже хотя бы потому, что его режиссер — Стив Бушеми, а главные роли сыграли Уиллем Дефо и Эдвард Ферлонг (Джон Коннор из второго «Терминатора»). К тому же Микки Рурк играет здесь зэка-трансвестита — это стоит увидеть.
«Зверофабрика» пытается показать все самые яркие моменты тюремной жизни: от расовых конфликтов и приготовления браги из подручных материалов, до проблемы «братской взаимопомощи» арестантов, которая никогда не бывает безвозмездной. Злой и остросюжетный фильм, полный агрессии.
Побег из Алькатраса (1979)
В «Побеге из Алькатраса» играет Клинт Иствуд, а сюжет основан на реальных событиях, самом знаменитом побеге из этой тюрьмы. Весь пафос фильма построен на противостоянии людей и Алькатраса, который показан настоящей стихией: бесчеловечной, непреклонной и величественной.
Фильмы о побегах снимали и раньше, но «Побег из Алькатраса» вывел жанр на новый уровень. Он крутой, остросюжетный и при этом в нем сильные и волевые герои. Настоящая классика 70-х.
Законопослушный гражданин (2009)
История о Клайде Шелтоне, который в одночасье потерял все. Однажды в его дом проникли грабители, вынесли все ценное, а напоследок изнасиловали жену и дочь главы семейства. Бандитов отпускают из-за каких-то юридических проволочек, и Шелтон решает сам вершить возмездие и начинает мстить обидчикам самыми изощренными способами. В итоге Шелтон сам попадает в тюрьму, но и там он проявляет чудеса смекалки и не забывает расправляться с плохими парнями.
Тюрьма в фильме — лишь локация, в которой вершиться месть, и от этого фильм выигрывает. На протяжении всей картины только и гадаешь, каким еще хитрым образом главный герой будет наказывать бандитов в следующей сцене.
Беспредел (1989)
В одну из российских колоний на солидный срок попадает Юрий Калганов, по прозвищу «Калган». Там парня замечают местные «блатные», которые хотят приблизить его к своему кругу. Калганов замечает, что на зоне творится форменный бардак, и пытается как-то повлиять на ситуацию, но упирается в извечные русские вопросы «кто виноват и что делать?» и ничего не может поделать.
Зона здесь — олицетворение того хтонического ужаса, который творился в России во время перестройки и девяностых годов прошлого века. Картина философская, задающая зрителю неудобные вопросы, но при этом дико веселая из-за специфичной игры актеров и их реплик. Хотя, тут кому как.
Во имя отца (1993)
Криминальная драма о жизни неудачливого ирландского паренька Джерри Конлона, который вместе с отцом попадает в тюрьму на пожизненный срок. В тюрьме над ними издеваются и презирают, ведь все думают, что Конлон — член ИРА, который взорвал бомбу в одном из английских пабов.
Тюрьма здесь скорее походит на средневековый замок, в котором по соседству с мошенниками, убийцами и террористами еще пару веков назад мог сидеть какой-нибудь Джек Потрошитель — настолько с тех пор ничего в антураже не поменялось.
Американская история X (1998)
Классика жанра: тюрьма, нацики и изнасилования в душе. По сюжету нацист Дерек, в исполнении актера Эдварда Нортона, после убийства чернокожего парня попадает на зону, где быстро заводит дружбу с местными ультраправыми зеками. Те, в свою очередь, имеют не очень стойкие политические убеждения и торгуют наркотиками вместе с чернокожими и латиносами, что не очень нравится Дереку, но после разъяснительной беседы Дерек не только все осознает, но и полностью отказывается от своих радикальных убеждений.
Фильм не совсем о тюрьме, скорее о том, что такое расизм и откуда растут его корни. Однако тюремная история главного героя становится переломным моментом в сюжете.
Драка в блоке 99 (2017)
Боксер и торговец наркотиками Брэдли Томас попадает в тюрьму на долгие семь лет. На воле Томаса ждет беременная жена, которую он еще не скоро увидит, а на свидания к нему приходит лишь какой-то подозрительный тип, который просит убить одного из зеков в блоке 99.
Фильм изобилует жестокостью, кровью и видами лысой головы Винса Вона, который не так давно играл одного из главных антигероев во втором сезоне «Настоящего детектива».