В выборе жизненного пути на Николая повлиял отец – Егор Иванович Маковский, художник-любитель и один из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать, Любовь Корнелиевна Маковская, тоже была творческой натурой: она обладала изумительным сопрано и выступала с известными певцами того времени. Братья и сёстры Николая стали художниками и артистами: о двух из них, Владимире и Константине Маковских, мы писали ранее. Если в творчестве Владимира преобладали сценки из жизни простых людей, Константин посвящал свои полотна более знаковым событиям, то Николай выбрал пейзажи, жанровую и историческую тематику. Нередко его называют городским пейзажистом.
Сначала Николай учился в Московском дворцовом архитектурном училище. Затем - с 1859 по 1866 год − в Императорской Академии художеств (также по отделению архитектуры), где его даже наградили малой серебряной медалью. После завершения курса ему было разрешено производить постройки, и в том же году он поступил на солидную должность архитекторского помощника при Министерстве Императорского Двора. К сожалению, архитектура быстро наскучила юноше, и он променял её на живопись.
Интересно участие Николая в жизни Товарищества передвижников. Сначала вместе с другими художниками в 1870 году он подписал указ о начале деятельности сообщества, через два года его исключили «за неучастие в выставочной деятельности», еще через три он стал экспонентом Товарищества, и только ещё через четыре (в 1879 году) был принят обратно.
Все произведения Николая Маковского наполнены глубоким смыслом и прекрасно выстроены в композиционном плане. Особое внимание стоит уделить картине «Вид церкви села Дьякова в Коломенском близ Москвы».
Благодаря этой работе Академия признала Николая «классным художником III степени», а через год повысила до «классного художника II степени». Сейчас полотно размером 69 на 43 см находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. На нем изображена Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, это один из немногих сохранившихся многостолпных храмов XVI века и выдающийся памятник русского зодчества. Храм до сих пор является действующим.
Интересна также работа «Замоскворечье, 1873». На ней мы видим самый первый Храм Христа Спасителя, Кремль, мост и деревянные покосившиеся домишки с лодками.
Удивительно, не правда ли? Сейчас район Замоскворечья – это безумный и пафосный центр города с новой версией Храма, загруженными трассами и экскурсионными теплоходами, курсирующими по реке. Квартиры в этом районе стоят космических денег, из клубов по ночам грохочет музыка, а в ресторанах ведут переговоры важные господа. Но так было не всегда, и хочется сказать огромное спасибо художнику, который запечатлел уникальный момент, когда это место было совсем другим. Примечательно, что такая необычная для нашего времени зарисовка хранится не в Москве, а в новгородском государственном объединенном музее-заповеднике.
Давайте рассмотрим ещё одну работу Николая Маковского, на этот раз посвященную красоте Египта. Картина «Каир.1879» очень точно отражает жизнь столицы восточной страны.
Даже сейчас это место очень колоритно и удивительно − до сих там ездят на верблюдах, торгуются на базарах и повязывают на голову чалму. Но посмотрите на картину Маковского - полторы сотни лет назад всё было почти так же! Нет только асфальта на дорогах и вездесущих туристов!
На других полотнах, посвященных жизни Каира, − «Улица в Каире», «Терасса в Каире», «Улочка в Каире» - можно более подробно рассмотреть быт и будни арабов.
Братья Николай, Константин и Владимир Маковские внесли огромный вклад в историю российской живописи и в деятельность художников-передвижников.
Благодаря их творчеству мы можем сегодня восстановить образ жизни разных сословий России XIX века: Владимир поделился с потомками сценками из будней низшего класса, Константин запечатлел яркие моменты истории и жизни привилегированных персон, а Николай показал красоту городских улочек и деревенских просторов.