В лесу рожденная: как елка стала главным атрибутом новогодних праздников
660
просмотров
Мы привыкли наряжать елку или сосну на Новый год, но мало кто задумывается, как возникла эта традиция.

Историки утверждают, что в России наряжать елки в домах стали не так давно: эта традиция появилась только в XIX веке. Древние славяне же елок побаивались — согласно поверьям, в темных еловых лесах жила нечистая сила. Ветками хвойных деревьев на Руси выкладывали дорогу похоронной процессии, самоубийц хоронили между двумя елками, а глупого человека называли «еловой головой».  Как же ель в итоге стала главным новогодним деревом?

От березы к ели

Фольклористы и этнографы полагают, что причиной может быть ландшафт, в котором традиционно жили восточные славяне. Для них были привычны открытые лесостепные и степные просторы, а густой лес был для них местом чуждым и страшным. Самым почитаемым деревом у славян была распускавшаяся раньше других деревьев береза, которую считали средоточием животворящих сил. Березы украшали, делали из их ветвей венки, водили вокруг них хороводы. На Троицу березку украшали лентами, а затем дерево рубили и несли во двор или заносили в избу и ставили в красный угол. Эти обычаи напоминают современные новогодние традиции, но почему же береза уступила место ели?

Нетрудно догадаться, что ставить елку на Новый год и Рождество в России стали по примеру западных соседей. В Европе именно ель считалась священным деревом, которое символизировало вечную жизнь. Например, древние германцы во времена язычества поклонялись ели как воплощению мирового дерева. Во время празднования смены года они выбирали ели лентами и свечами. Тогда же возник обычай приносить небольшую елку в дом.

С принятием христианства старые традиции обрели новый смысл: елку начали устанавливать в Сочельник. Одновременно появились легенды о связи ели с Рождеством. Одна гласит, что когда на свет появился младенец Иисус, на поклон к нему пришли все деревья. Среди них была и ель, которая выглядела сиротливо на фоне пальм, буков и кленов. Но с неба начали падать звезды, которые опускались на елку, озаряя ее сиянием, и младенец Иисус обратил внимание на хвойное дерево. В другой легенде говорится, что елку выбрали рождественским деревом спустившиеся в лес ангелы.

Мартин Лютер у рождественской ели

Еще одно предание гласит, что первую елку в честь Рождества поставил сам Мартин Лютер (1483–1546). Однажды в декабре он возвращался домой через лес и залюбовался звездами, сверкавшими сквозь ветви елей. Реформатор церкви вспомнил о звезде Вифлеема, срезал маленькую елочку, принес ее домой и украсил свечами. Другим священнослужителям не пришлась по душе идея использовать елку в качестве рождественского атрибута, но простым людям традиция понравилась, и в XVIII веке рождественские елки окончательно «прописались» в немецких домах. Затем этот обычай начал распространяться по всей Европе.

Петровский указ

В России же новогодние елки появились благодаря Петру I. После путешествия по Европу, он находился под сильным впечатлением. 20 декабря 1699 года государь повелел отмечать Новый год «по примеру всех христианских народов» 1 января и в ознаменование праздника пускать ракеты и зажигать огни. В этом указе содержалось и такое предписание: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

Эмиль Чех. «Рождество»

Примечательно, что царь распорядился ставить любое хвойное дерево или его части возле домов. Таким образом, ели и сосны стали украшением города, но отнюдь не частью новогоднего убранства дома. Похоже, царя больше занимала красота обычая, чем его сакральный смысл. После смерти Петра I о новогодних елках почти забыли, ими продолжали украшать только… питейные заведения. Ели красовались на крышах кабаков в течение всего года. Отсюда появилось выражение «пойти под елку», означающее «сходить в кабак», «напиться».

Всплеск интереса к обычаю праздновать Рождество у елки наблюдался в России в середине XIX века. Сперва елка в доме была забавой аристократии, увлекавшейся западной модой. Этому поспособствовал тот факт, что русские цари выбирали себе жен в Европе.

В печати стали публиковать объявления о продаже елок. Знатные особы стремились приобрести елку побольше и дорогие украшения к ней. Самыми популярными были сладкие украшения, поэтому торговать елками начали кондитеры, которые тут же предлагали покупателям набор украшений.  Тогда же начали изготавливать и искусственные елки, но купить их могли только очень состоятельные люди.

Постепенно новогодние елки перестали быть привилегией столичной знати. Первая публичная елка была поставлена в Петербурге в 1852 году. А к концу XIX века зеленые красавицы появились во многих домах Российской империи.

Новое содержание старой традиции

Новое содержание старой традиции

После революции 1917 года новые власти постарались искоренить традицию наряжать елку на Рождество, поскольку она считалась религиозным пережитком. Но уже в 1935 году было разрешено проводить новогодние празднества с елкой. Конечно же, смысл наряжать ель на Новый год изменился: звезда на макушке дерева превратилась в символ советской власти, который ассоциировался не с Рождеством, а со звездами на башнях Кремля.

Сейчас традиция наряжать елку под Новый год распространена повсеместно: из религиозного символа ель окончательно превратилась в важный атрибут праздника. Однако эта популярность обернулась массовой вырубкой елей и других хвойных деревьев. Бороться с таким браконьерством вынуждены власти многих стран. Для этого деревья для праздника выращивают в специальных питомниках, а где-то можно купить ель в горшке, чтобы потом сдать обратно в питомник. Быть может, в будущем такой возврат новогодних елей в природу тоже станет хорошей традицией.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится