1. Этническое происхождение
Василий родился в Москве в 1866 году. Несмотря на то, что он известен как великий русский художник, его родословная является как европейской, так и азиатской. Его мать была русской москвичкой, бабушка – монгольской княжной, а отец был сербом, принадлежавшим к древнему кяхтинскому роду.
Василий вырос в обеспеченной семье. Он окончил среднюю школу в Одессе и во время учёбы выступал в качестве пианиста-любителя, а также виолончелиста. В юном возрасте он много путешествовал и особенно хорошо чувствовал себя в Венеции, Риме и Флоренции. Художник утверждал, что его влечение к цвету началось примерно в это время, когда он не только стал буквально замечать цвет в искусстве и в окружающем мире на каждом шагу, а и чувствовать его.
2. Любовь к живописи
Василий изучал право и экономику в Московском университете. Его интерес к искусству и цвету достиг пика, когда он изучал архитектуру города и огромное богатство искусства. Он почувствовал глубокую связь с работами Рембрандта после посещения городских церквей и музеев.
В возрасте тридцати лет, Василий начал изучать искусство в частной школе Антона Ажбе, прежде чем в конечном итоге был принят в Академию изящных искусств. Кандинский говорил, что Клод Моне был одним из его самых больших художественных вдохновений.
Василий также цитировал музыкальных композиторов, философов и других художников в качестве вдохновения, особенно в кругах фовистов и импрессионистов.
3. Теоретик искусства
Он был не только художником, но и теоретиком искусства. Василий считал, что изобразительное искусство гораздо глубже, чем его чисто визуальные характеристики. Наиболее примечательно, что он написал «О духовном в искусстве» для альманаха «Синий всадник».
«О духовном в искусстве» — это анализ формы и цвета. Он заявляет, что ни то, ни другое не являются простыми концепциями, но они связаны с ассоциацией идей, которая проистекает из внутреннего опыта художника. Учитывая, что все эти связи находятся внутри зрителя и художника, анализ цвета и формы является «абсолютной субъективностью», но тем не менее усиливает художественный опыт. «Абсолютная субъективность» — это то, что не имеет объективного ответа, но субъективный анализ ценен для понимания сам по себе.
В статье Кандинского рассматриваются три типа живописи: впечатления, импровизации и композиции. Впечатления — это внешняя реальность, то, что зритель визуально видит, а также это своего рода отправная точка искусства. Импровизации и композиции изображают бессознательное, то, что невозможно увидеть в визуальном мире. Композиции делают импровизации ещё одним шагом вперёд и развивают их более полно.
Василий видел в художниках пророков, обладающих способностью и ответственностью открывать зрителям новые идеи и способы переживания. Именно поэтому он говорил о современном искусстве, как средстве для новых мыслей и исследований.
4. Кандинский создал первое исторически признанное абстрактное искусство
Учитывая его теорию, получается, что Кандинский писал произведения, которые не просто запечатлевали реальность, но и бессознательный опыт настроений, слов и других предметов. Это стало возможным благодаря абстрактным картинам, которые фокусировались на цвете и форме с небольшим количеством или вообще без фигуративных элементов.
Василий был первым европейским художником, создавшим полностью абстрактные работы. Однако абстракция Кандинского не переводилась в произвольные образы. Поскольку музыкальные композиторы вдохновляют визуальные и эмоциональные реакции, используя исключительно звук, Кандинский хотел создать полный сенсорный опыт, используя визуальное. Он хотел вызвать эмоции, звук и ощущения у зрителя через чистые цвета и формы. Его интерес к музыке привёл к тому, что он рассматривал картины как композиции, со звуком, проникнутым на холсты.
5. Возращение в Россию
После шестнадцати лет учёбы и творчества в Германии Василий был вынужден вернуться в Москву из Мюнхена. Он чувствовал себя чужаком в своей родной стране и в течение первых нескольких лет мало занимался искусством, пытаясь привыкнуть к новой обстановке.
Со временем Василий приобщился к миру русского искусства и помог организовать Институт художественной культуры в Москве, став его первым директором. В конечном счёте Кандинский обнаружил, что его художественный спиритуализм просто не вписывается в доминирующие течения русского искусства. Основными художественными стилями были супрематизм и конструктивизм. Они прославляли личность и материализм таким образом, что это противоречило спиритуалистическим взглядам Кандинского. Он покинул Россию и вернулся в Германию в 1921 году.
6. Нацисты и творчество Кандинского
Вернувшись в Германию, Василий преподавал курсы в школе Баухаус, пока нацистская кампания по клевете не вынудила школу переехать в Берлин. Нацистский режим конфисковал большую часть произведений искусства школы, в том числе работы Кандинского.
Затем его искусство было представлено в 1937 году на нацистской художественной выставке «Дегенеративное искусство». Помимо Кандинского, на выставке были представлены работы Пауля Клее, Пабло Пикассо, Марка Шагала и многих других.
Фредерик Споттс, автор книги «Гитлер и сила эстетики», определил дегенеративное искусство как произведения, которые оскорбляют немецкое чувство, или разрушают и путают естественную форму.
Движения современного искусства были радикальными и поддерживали восстания, чего нацистское правительство не хотело. Выставка была попыткой доказать, что современное искусство — это еврейский заговор с целью подорвать и разрушить немецкую чистоту и порядочность.
7. Рекордные продажи
«Rigide et courbe» был продан 16 ноября 2016 года в Christies почти за двадцать четыре миллиона долларов. До этой продажи «Studie für Improvisation 8» Кандинского было продано за двадцать три миллиона долларов. Учитывая историческое значение Кандинского для абстрактного искусства, неудивительно, что его работы продаются за весьма внушительные суммы, даже на сегодняшний день оставаясь всё ещё ценными на рынке искусства.
8. Франция
После того как Баухаус переехал в Берлин, Кандинский тоже переехал, поселившись в Париже. Несмотря на то, что он известен как русский художник, он стал гражданином Франции в 1939 году. Василий написал некоторые из своих самых выдающихся работ, живя во Франции вплоть до конца своих дней, скончавшись в 1944 году в Нейи-сюр-Сен.
В продолжение темы, читайте также о том, почему автопортрет Альбрехта Дюрера спровоцировал скандал в мире искусства и чем всё это закончилось.