Поистине удивительным был художником и организатором Василий Семенович, привнесший в искусство соцреализма самобытность, светлую палитру красок и позитивное настроение даже при создании картин с глубоким политическим смыслом, а также сделавший для своего родного города Старой Руссы, много добрых дел.
Кроме всего прочего, обладая прекрасным голосом и абсолютным слухом, Сварог самостоятельно обучился игре на гитаре и отдавался ей со всей страстью: писал музыку, гастролировал с концертами, в родном городе даже создал оперный коллектив. Он часто любил поговаривать: "Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трёх искусств. Если я когда-нибудь буду лишен одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником".
Несколько страниц из биографии соцреалиста
Настоящая фамилия Василия Семёновича Сварога (1883-1946) - Корочкин. Родился он в городе Старая Русса Новгородской губернии в семье крестьянина. Вскоре семья потеряла отца-кормильца, и забота о двух дочерях и двухлетнем сыне легла на мать. Жили очень бедно, еле-еле сводя концы с концами. И куда уж было думать Василию об образовании, тем более художественном.
Однако, дар к рисованию, проявившийся у Васи с раннего детства, не остался незамеченным. Его приметил известный педагог Академии художеств, а тогда только учитель рисования старорусского городского училища - Павел Чистяков. Именно он кинул клич среди представителей интеллигенции Старой Руссы и организовал сбор денежных средств, чтобы талантливый земляк после окончания училища смог продолжить художественное образование. И так, благодаря добрым людям Василий Корочкин в 1896 году, в 13-летнем возрасте, поступил в Петербургское художественное училище барона Штиглица. И уже, спустя четыре года, успешно окончил его. И что любопытно, именно там Вася Корочкин обретет свой звучный псевдоним художника — «Сварог».
А дело было так… На третьем курсе, для курсовой работы начинающему художнику досталось задание: написание картины на тему «Бог небесного огня Сварог», где главным героем было бы изображено божество из мифологии славян-язычников. И тут Василий, проявив весь свой арсенал фантазии, "намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении — лик божества - Сварога". Картина понравилась экзаменаторам, а один из них как бы в шутку заявил: «Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож». С того дня это имя будто прилипло к парню. Сначала шутки ради, а затем и всерьез все стали величать его Сварогом. А Василий со временем, привыкнув к этому прозвищу, взял его за псевдоним.
После окончания в 1900 году учебного заведения талантливый юноша начинает сотрудничать с популярными в то время в Петербурге издательствами журналов, и вскоре становится победителем в конкурсе за серию рисунков к пьесе Льва Толстого «Живой труп».
Как-то посчастливилось Сварогу завести дружбу с сыном Ильи Репина - Юрием, так же художником, и написать с него портрет. А затем познакомиться и с самим мэтром русской живописи, Ильей Ефимовичем, который распознав в Свароге большие задатки таланта, даст молодому перспективному живописцу рекомендацию для вступления в Товарищество передвижников. Именно тогда Василий и напишет «Портрет матери», удостоенный первой премии на Передвижной выставке в 1916 году.
И совсем скоро в стране произошло событие, в корне изменившее жизнь России - грянула великая Октябрьская революция, которую Сварог принял всем своим пламенным сердцем. К первой годовщине революционных событий живописец создаст портреты Маркса, Энгельса, Ленина.
Но вскоре художник покидает Питер в связи с тяжёлой болезнью матери и возвращается в родной город. Несколько лет, проведенных в Старой Руссе, для художника были весьма насыщены событиями. Он организует Народный дом, создаёт художественную студию, самодеятельные хоровые и оркестровые кружки, любительский оперный театр.
Помимо бурной организаторской деятельности Василий Сварог пишет множество картин, посвящённых родному городу и его жителям — «Портрет Васи Ушакова», «Дети», «Рогачёвка».
А вернувшись в Питер в 1923 году, вступает в Ассоциацию художников революционной России. И вплоть до самой войны пишет портреты вождей революции, их ближайших соратников, рабочих-ударников, подвиги Красной Армии, народные торжества и заседания, создаёт композиции на индустриальные и колхозные сюжеты. Не преминул Василий выставить свои работы в 1925 году и на Всемирной выставке в Париже. За одиннадцать своих политизированных плакатов из альбома «9 января» Сварог становится обладателем серебряной медали.
Однако самый важный этап творчества Василия Сварога начался в 30-х годах. Переехав в Москву, живописец создал не один десяток огромных полотен с образами вождей революции. Так постепенно весь свой творческий потенциал Сварог направляет в политическое русло, и жанр, в котором начал работать, стал называть «политической композицией». Одни картины живописец писал, основываясь на личные впечатления, иные - на основе газетных сообщений. Именно эти работы принесли ему официальное признание и материальный достаток.
Во время войны художник эвакуировался в Самарканд, где плодотворно работал, изображая фронтовые события. А когда немцы были отброшены от Москвы, многие москвичи из Узбекистана стали возвращаться в столицу. Среди них был и Василий Сварог. Однако на Самаркандском вокзале с художником приключилась беда: переходя железнодорожные пути с чемоданами, он случайно споткнулся и, упав, ударился левым виском о рельсы. В критическом состоянии он был доставлен в Москву. Длительное время врачи боролись за жизнь художника. Он выжил, но вернуться к живописи уже не смог. А спустя четыре года Василия Семёновича Сварога не стало.
И в завершение, хотелось бы отметить, что Василий Семенович был не только одним из ярчайших летописцев исторических событий первой половины ХХ столетия, известным графиком в жанре агитационного плаката, а и великолепным мастером портрета. Его произведения до сих пор хранятся в запасниках центральных музеев страны и ближнего зарубежья. Они – часть нашей истории. Именем художника названа картинная галерея в Старой Руссе, где хранится половина его наследия.