И сегодня хотелось бы открыть читателю имя удивительного венгерского живописца 19 века Михая Мункачи, живопись которого в наше время стала востребована как и 150 лет тому назад.
Жизненный путь каждого художника всегда сложен и неоднозначен. Вот и Михай Мункачи, проходя по нему, испытал ошеломительные и взлеты, и падения. Но, как известно из истории, только сильные духом мастера, вступая в схватку с невзгодами и бедами, вопреки всем законам логики, закаляют свое искусство, придавая ему истинную крепость.
Немного биографии
Михай Мункачи (1844-1900) - венгерский живописец-реалист второй половины 19 столетия, прославившийся своими сюжетными картинами в портретной, жанровой и исторической живописи. Имя Михая Мункачи от рождения – Михай Либ. Будучи рожденным в небольшом городе Мункач в Австро-Венгрии в семье бедного чиновника баварского происхождения, в шестилетнем возрасте остался круглым сиротой. Мальчишке очень рано пришлось пережить горечь обид, огорчений и жуткого страха.
Глядя на окружающий мир сквозь жгучие слезы, он с лихвой хлебнул горя. И эти впечатления детства на всю оставшуюся жизнь въелись ему в душу, и ни слава, ни ошеломительный успех в будущем не смогли затмить и не позволили забыть о том, что он выходец из простого народа. К слову, свою связь с Венгрией Мункачи подчеркивал на протяжении всей своей жизни, он также избрал своим псевдонимом название родного города (ныне - украинский город Мукачев).
Осиротев, мальчик оказался на попечении своего родного дяди, который не сильно-то жаловал своего племянника. Когда тому едва исполнилось десять лет, его отдали в ученики к столяру. Но от тяжелой работы мальчишка не на шутку заболел, и родственники были вынуждены забрать его домой.
Именно в этот период Михай начал рисовать, а немногим позже брать уроки мастерства у местного художника Элека Самоши. И хотелось бы отметить, что страсть к рисованию у подростка настолько была велика, что он не упустил ни единого шанса данного ему судьбой. Так, по рекомендации своего первого учителя Михай отправляется в Будапешт, где продолжил занятия, и заручившись поддержкой известного столичного художника, добился стипендии для учебы за границей.
В 1865 году одаренный юноша отправился в Вену, где в течение года учился в Академии художеств. Затем был Мюнхен и Париж, где Михай ознакомился с новейшими достижениями немецкой и французской живописи.
«Зевающий ученик»
Этот потрясающий этюд венгерский 24-летний мастер написал в 1868 году, а через год он создал картину «Зевающий ученик», в которой публика увидела не только реалистический портрет подростка и фигуру подмастерья во весь рост, а так же убогое жилище с неприбранной постелью. Кроме того, автор, как бы вспоминая свои страдания и лишения, с удивительным мастерством передал ту атмосферу, в которой жил этот подросток. В ней будто до сих пор слышны звуки подзатыльников и затрещин, грубая ругань мастера. Именно эта работа вывела Михая Мункачи в ряды реалистов XIX века.
«Осужденный на смерть» или «Камера смертника»
А вот это полотно, чаще называемое «Камерой смертника» — глубоко трагично и содержательно. На нем изображен последний день жизни приговоренного к смерти бетьяра — так звали в 19 веке Робингудов Венгрии. Справедливые разбойники из народа, вольнолюбивые и великодушные, они были устрашением для толстосумов. А когда же их удавалось поймать, то безусловно, они становились обреченными на казнь.
По закону тех далеких лет к смертникам в последний день их жизни допускались все, кто желал проститься с приговоренными. И сделано это было вовсе не из гуманных побуждений, а для устрашения, чтобы другим неповадно было. Поэтому и видим мы на картинной плоскости множество людей, в том числе рыдающую жену, прильнувшую к холодной тюремной стене, и в недоумении стоящую на переднем плане маленькую дочь, да еще немало зевак, пришедших ни то посочувствовать, ни то позлорадствовать. К слову, сам Михай в юности был не единожды свидетелем таких жутких сцен.
Сжав кулаки и отвернувшись от докучливых взоров, приговоренный Бетьяр сидит за столом. Тяжкие думы овладели им, но по всему видно, что вера в правое дело побеждает в нем страх перед неизбежностью.
Представленное полотно "Осужденный на смерть" в 1870 году в Парижском Салоне, принесло художнику золотую медаль и стало залогом его популярности. Известный французский критик писал в то время: «Реализм Мункачи может быть сравнен с реализмом Рибо и Курбе. По своим же чувствам он подобен русским реалистам…»
Салонная живопись Михая Мункачи
Однако самым переломным событием в судьбе Михая Мункачи стало знакомство с бароном Анри де Маршем и его супругой Сесиль, которые в дальнейшем стали настоящей поддержкой для молодого художника, постоянно страдающего от сомнений в собственном таланте и от страха быть непризнанным.
При содействии супругов де Маршей в 1871 году Мункачи основательно перебрался в столицу Франции, а его работы заняли достойное место в Парижском салоне. Более того, после неожиданной смерти покровителя барона де Марша его вдова вышла замуж за Михая Мункачи, как только окончился траур по супругу.
Эта женитьба кардинально изменила не только жизнь художника, но и сильно сказалась на характере его картин. Он начал писать жанровые сюжеты на бытовые темы, изображая в светлых, уютных интерьерах изысканно одетых изящных молодых женщин, детишек и их домашних питомцев. При этом изображая их за разговорами, чтением, рукоделием и музицированием. Одним словом Муканчи свое остросоциальное творчество перевел на салонную живопись, такую популярную и востребованную в то время в Европе.
Мункачи целиком посвящает себя салонной «шикарной» живописи, бездушной и фальшивой. Ведь жену, привыкшую к роскоши, нужно было содержать достойно. И бывший народолюбец Михай становится модным парижским художником, а его студия превращается в фабрику живописи.
Вдохновляемый супругой, художник постоянно находился в творческом поиске новых сюжетов. Однажды его увлекла история жизни английского поэта XVII века Джона Мильтона, в линии судьбы которого Мункачи нашел параллель со своей собственной судьбой. В 1878 году была написана картина «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай». Трагичный образ слепого поэта до глубины тронул художника. И именно это полотно принесло художнику долгожданную мировую славу.
Удачно выбранный сюжет, интересный подход к композиционному построению, удивительная передача характера каждого персонажа, оригинальность живописного решения произвело на критиков и публику невероятное воздействие. За это произведение художник был награжден орденом Железной короны и получил дворянскую грамоту от имени императора Австро-Венгерской монархии Франца Иосифа I. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году жюри присудило этому полотну золотую медаль.
Но после этих событий в жизни Мункачи происходят события, сыгравшие роковую роль в его судьбе. После выставки в Салоне «Мильтона» приобрел известный парижский перекупщик картин Зедельмейер, который и стал на длительное время злым гением художника. Затянув Михая на кабальных условиях договора в жесткие рамки, он на протяжении целого десятилетия начал диктовать темы для его работ. И полностью владея правами на живопись, возил творения мастера по Европе и Америке, зарабатывая на этом баснословные деньги. Ведь в то время автор был весьма знаменит, и его картины были обречены на успех.
Однако с годами он все больше и больше стал задумываться над тем, как жить ему дальше. Художника начала угнетать та жизненная ситуация, заложником которой он стал. В эти годы кризиса и раздумий еще одна беда подстерегла художника: коварный недуг — болезнь глаз. Живя в золотой клетке, художник очень переживал, тоска по родине глубоко засела в его сознании, а мысль о том, чтобы вернуться в Венгрию и начать жить и творить по-прежнему раздирала его душу. И частично это художнику удалось. После разрыва с Зедельмейером художник пишет полотно «После работы». Этим холстом он как бы продемонстрировал возвращение к себе, своим истокам, что было своеобразной победой духа художника
Потомкам Михай Мункачи оставил целую галерею портретов своих современников, жанровые и исторические полотна, серию пейзажей и натюрмортов, которых насчитывается около 600 экспонатов.
К концу жизни Михая начало преследовать тяжелое душевное расстройство. Мункачи скончался весной 1900 года в психиатрической лечебнице под Бонном.