Викуньи - посланники богов: как главное сокровище индейцев Перу, чуть не исчезло с лица земли
628
просмотров
Древние индейцы считали их посланниками богов и никогда не одомашнивали, чтобы «не обидеть». Ну а как еще можно относиться к этим очаровательным грациозным созданиям, шерсть которых стоит бешеные деньги? Викуньи – животные уникальные. У себя на родине они находятся под государственной защитой, и на сегодняшний день им угрожает разве что стрижка. А ведь каких-то сто-двести лет назад викуньи находились на грани полного истребления.

Дар богов

В те времена, когда на территории современного Перу и Боливии жили индейские племена, викуньи в большом количестве обитали рядом с людьми, как и их родственники гуанако. По данным ученых, они тут жили еще задолго до появления человека. У индейцев не было ни коров, ни овец (это позже их завезли на континент испанские завоеватели), и основным домашним скотом для них были парнокопытые семейства верблюдовых. Но если лам и альпак инки разводили, как европейцы коров, то викуньи и гуанако жили на воле.

Особенно трепетно индейцы относились к нежным викуньям. Этих животных причисляли к божествам Анд и считали ценнейшим даром, посланным свыше. Инки слагали о викуньях красивые легенды. Изображения этих животных можно встретить в сюжетах древней наскальной живописи и племен более раннего периода, а также на древних предметах обихода.

Наскальная живопись древних индейцев.
Керамический сосуд в виде викуньи (культура Чиму, Перу, 1100 – 1400 н.э.).

Викуньи на удивление хорошо приспособлены к суровым условиям горных степей. Они не боятся пронизывающих ветров, перепадов температур и без труда жуют грубую траву, которую обычный скот есть не может. Это не могло не восхищать индейцев. Они приносили викуньям ритуальные дары и никогда не одомашнивали – чтобы не «оскорбить».

Инки издревле знали, как тепла и нежна шерсть этих животных. Ее называли руном богов, а одежду, связанную из нее, имели право носить лишь самые высокие особы. Но как взять шерсть у божества? Животных стригли раз в четыре года и только живыми. Во время такой охоты дикое стадо сгоняли в загон, затем отпускали всех самцов, больных животных и молодняк. Оставляли и стригли только взрослых здоровых самок, предварительно попросив разрешения у богов. И после стрижки тоже отпускали.

А еще инки верили, что если натереть кожу младенца жиром мертвой викуньи, малыш вырастет быстрым и ловким. Но при этом оговаривалось, что жир можно брать только от викуньи, которая умерла своей смертью, а не была убита.

На грани вымирания

К несчастью для инков, на их землю ступили европейцы. Они завезли на континент коров, овец, коз. Их стада заняли территории, на которых раньше паслись дикие верблюдовые. Викуньям пришлось уйти в более высокогорную местность. А вместе с новыми животными пришли и новые болезни, к которым викуньи иммунитета не имели. Еще в далеком 1553 году испанец Педро Сьеса де Леон писал в «Хронике Перу» о том, что число верблюдовых в стране резко сокращается из-за «смертельной чумы».

Но и это еще не все. Европейцы быстро сообразили, что шерсть викуньи очень ценна. На верования индейцев им было наплевать, поэтому с викуньями они не церемонились. Животных ловили, стригли и продавали шерсть в Европу. А когда потребности начали расти, викуний стали просто убивать, чтобы без труда содрать шкуру. Сделать это было легко: добрые и бесхитростные викуньи очень зависимы от вожака стада, поэтому достаточно было убить его одного – и все остальные, вместо того, чтобы разбежаться, в растерянности оставались на месте.

Завоеватели заставляли индейцев добывать для них металлы, число коренных жителей стремительно снижалось, поэтому заботиться о викуньях и хранить традиции уже было некому. Конкистадоры даже требовали от индейцев, чтобы те помогали им ловить и убивать верблюдовых, а также принуждали платить часть налогов шкурами гуанако и викуний.

В XVII веке численность этих животных стала настолько низкой, что проблемой озаботились даже испанские власти, издав серию королевских указов, запрещающих их убивать. Однако, как говорится, до Бога высоко, а до царя – далеко, и число популяции продолжало снижаться. Например, с середины XVII до середины XIX века в Европу было вывезено такое огромное число шкур убитых животных, которое примерно равно 1,5 миллионам особей.

Под защитой

Впервые о том, что викуньи могут исчезнуть с лица Земли, серьезно заговорили в середине прошлого века. Фактически своим спасением они могут быть обязаны знаменитому перуанскому зоозащитнику по имени Фелипе Бенавидес Барреда. Он стал изучать проблему еще в 1938-м и постепенно добился поддержки европейских и американских коллег. В итоге в 1964 году в перуанском Пампа-Галерасе, где викуний оставалось больше всего, был открыт заповедник для восстановления популяции.

К делу подключили и южноамериканских индейцев, живших рядом с викуньями: пришлось им вспоминать позабытые традиции предков-инков.

Уже в первые годы работы заповедника число животных стало стремительно расти. В итоге их стало настолько много, что в 1970-х годах даже пришлось часть самцов удалить из заповедника, еще часть животных перевезти на другие территории континента, а еще какое-то количество даже убить (этот факт в свое время осудили много политиков и зоозащитников).

Однако из-за вооруженного конфликта в стране, когда территория Пампа-Галераса попала под влияние террористической организации «Сияющий путь», заповедник фактически был уничтожен. В 1980-х викуньи снова оказались под угрозой исчезновения.

К счастью, уникальных животных и во второй раз удалось спасти. Благодаря тому, что на данный момент они находятся под государственной охраной, в ближайшее время их популяции вымирание не угрожает.

Вывозить викуний за пределы Перу запрещено. Отстрел их карается законом. А на то, чтобы стричь их и производить вязаные изделия, нужно получить специальное разрешение. Выдают его единицам, но данный документ – подтверждение того, что шерсть была получена гуманным путем и ни одна викунья не была убита.

Стригут животных раз в два года. Как и в древние времена, сначала их в загоне осматривает ветеринар. Тех, кого не отобрали, отпускают, а сам процесс стрижки имеет свои правила. У викуньи снимают не всю шерсть, а примерно 250 граммов. И обязательно оставляют манишку, иначе в природе животное замерзнет и погибнет.

Пампа-Галерас. 2009 г. Викуний загнали в ловушку, чтоб постричь и отпустить на волю.
Ручная сортировка шерсти.

Шерсть сортируется вручную, и процесс этот очень кропотливый и долгий. Килограмм такого руна стоит примерно тысячу долларов, а метр вязаной ткани – втрое дороже.

Викунья после стрижки.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится