Часто в фильмах показываются ошибочные факты, которые создаются по незнанию, а иногда и умышленно ради пропаганды. И постепенно эти факты кочуют в другие фильмы и становятся истиной, ведь не будут же режиссеры врать сразу в нескольких фильмах, снятых в разные года.
Вот несколько ошибочных исторических фактов, которые навязала нам массовая культура.
1 Египетские пирамиды всегда выглядели так, как в наше время
В каждом фильме о Древнем Египте пирамиды выглядят так же, как мы можем их видеть сейчас — тонны камней, сложенных друг на друга, желтоватые из-за цвета материалов с лестничной структурой. Но если бы ты очутился на несколько тысячелетий в прошлом, то не узнал бы эти знаменитые памятники. То, что мы видим сейчас — это лишь их скелет. Так как египтяне поклонялись Солнцу, Луне и другим небесным объектам, они хотели, чтобы их постройки, особенно гробницы фараонов, сияли ярче всего, и отделывали пирамиды снаружи гладким белым известняком.
Для этого они складывали блоки известняка на каркас того, как выглядят пирамиды сейчас, после чего полировали так, чтобы внешне гробницы смотрелись гладкими объектами. Помимо гладкости, пирамиды становились настолько яркими, что были заметны издалека даже ночью при ясной погоде и полной Луне.
Более того, некоторые пирамиды покрывали золотом, благодаря чему они сияли еще ярче. Куда все это делось? Было разграблено во времена Средневековья, ведь такая огромная гора драгоценного металла не могла не привлечь внимание воров. Что касается известняка, то он за тысячелетия разрушился под действием песка и ветра.
2 Греческие и римские статуи были аскетичными
Когда ты смотришь фильм или сериал про Древнюю Грецию или Древний Рим, то в домах богатых граждан можно заметить статуи из белоснежного камня, которые вписались бы даже в современный минимализм. Нам кажется, что такие статуи олицетворяют видение этих народов самих себя: суровых, лаконичных, сильных. Античные статуи оказали влияние на скульпторов эпохи Возрождения, которые создавали свои шедевры, опираясь на сохранившиеся произведения искусства тех времён.
Но если бы ты очутился в Древней Греции или в Древнем Риме, то вряд ли поверил бы своим глазам, ведь тебя бы окружали разноцветные статуи, причем с весьма яркими красками. Да, статуи действительно были разноцветными, что подтверждается исследованиями. Кроме статуй, греки и римляне окрашивали и свои здания, поэтому Парфенон и другие памятники тоже были похожи на психоделический приход наркомана.
Почему же мы представляем статуи и памятники такими аскетичными? Тут, как и в случае с пирамидами, виновато время. За многие века краска выцвела и стерлась, и, когда человечество оправилось от Средневековья и нашло время на искусство, краска полностью стерлась и остался только камень.
3 Ниндзя одеваются во все черное
Видел хоть один фильм или игру, где ниндзя не показаны как воины в черном, которые выскакивают из темноты и потихоньку умерщвляют жертву кинжалом? Наверное, в каждом произведении массовой культуры ниндзя изображены именно так. Также они носили с собой сюрикены и другие хитрые приспособления, которые были сугубо орудиями этого класса воинов. И это тоже не соответствует истине.
В реальности задачей ниндзя было слиться с толпой. Они были кем-то вроде шпионов. И если на тебе черный костюм, из которого видны только глаза, то ты как минимум вызовешь подозрения у окружающих. А еще черный цвет достаточно неплохо виден даже ночью на фоне японских домов из рисовой бумаги и при ясной луне.
Поэтому ниндзя носили обычную одежду крестьян, монахов и торговцев, и никто не мог заподозрить, что это не простой житель деревни, а шпион или убийца. Если им было необходимо проникнуть на охраняемую территорию ночью, ниндзя надевали одежду темно-синего цвета, которая позволяла слиться с темнотой лучше, чем черная.
Что касается оружия, то ниндзя предпочитали использовать яды, так как, если бы их поймали с оружием, то тут же бы казнили, так как в феодальной Японии обладать им могли лишь самураи.
Мифы по поводу ниндзя пришли не из Голливуда, а из Японии. В феодальной Японии были популярны театральные представления, и, чтобы выделить ниндзя среди других актеров, их стали показывать в той же форме, черном костюме, в которую были одеты рабочие сцены, переносившие декорации, чтобы сделать их максимально незаметными на фоне происходящего действия. Когда «ниндзя» вылетали на актера и «убивали» его, зрители этого совершенно не ожидали, ведь привыкли не замечать работников.
4 Викинги были грязными варварами
Любое произведение массовой культуры показывает викингов как грязных воинственных варваров, которые только и делают, что пьют, грабят, насилуют, убивают и проводят жуткие языческие обряды. И в большинстве случаев массовая культура заблуждается на их счет. Что говорить, если самый главный символ викингов, шлемы с рогами, — это вымысел монахов тех времен, которых жители севера не стесняясь резали, как и крестьян. Это было сделано только для того, чтобы показать викингов как пособников дьявола, рогатых демонов.
Что касается грязи, то викинги были намного чище англичан и французов, на которых они устраивали набеги. Помимо водных процедур, викинги следили за своими волосами, делая аккуратные прически и подстригая бороды так, чтобы те были опрятными. У каждого викинга был набор для ухода за собой, куда входила расческа, бритва, ножницы и другие предметы, которые помогали им следить за внешностью.
Более того, их светлые волосы не всегда были натуральными, и некоторые викинги обесцвечивали их, чтобы соответствовать моде тех лет. Помимо красоты, обесцвечивание имело и более практическую цель — уничтожить вшей.
А еще лишь небольшая часть северных народов совершала набеги, тогда как большинство занималось сельским хозяйством.
Как и в случае с рогатыми шлемами, все остальные стереотипные образы были придуманы во времена набегов викингов на английские и французские королевства с целью демонизации этого народа. Да, их воины были жестокими, но англичане и французы того времени не уступали им в этом.
5 Самураи ходили только с катаной
Когда мы представляем самурая, то видим у него в руках двуручный меч — катану. Благодаря фильмам мы считаем катану основным оружием, но в реальности, оно было второстепенным. Главным оружием самурая был лук. И, когда никакого «Бусидо» еще не существовало, у самураев уже был неписанный моральный кодекс «Кюба-но мити», что переводится как «путь лука и скакуна». Будучи опытными воинами, самураи понимали, что лучше уничтожить врага на расстоянии, чем подпускать его на длину вытянутого меча, и усердно тренировались в стрельбе из лука.
Стрельба из лука почиталась настолько, что во время показательных выступлений самураи умышленно преуменьшали свое мастерство владения мечом, чтобы на этом фоне более выгодно смотреться с дальнобойным оружием. Для самурая было позором, если его владение мечом было лучше, чем луком.
Мечи начали преобладать над луками только после распространения огнестрельного оружия, которому луки существенно проигрывали. Тогда из воинов самураи превратились в дворян, и намного удобнее было носить с собой мечи как символ статуса, чем громоздкий лук.
6 Гладиаторы были бодибилдерами
Фильм «Гладиатор», сериал «Спартак» и многие другие произведения массовой культуры показывают гладиаторов как качков из местного тренажерного зала, которые слегка переборщили с анаболиками и выходят из качалки только для того, чтобы поспать.
Что касается их обязанностей, то гладиаторы должны были рубить друг друга на смерть с обязательным фаталити в финале битвы.
Но в реальности все было по-другому. Гладиаторы не были качками. Более того, они были толстыми, и сейчас ты бы назвал их бодипозитивщиками. Но зачем хозяевам гладиаторов откармливать своих подопечных, рабов, ведь так они будут неповоротливыми и не брутальными? Все просто: гладиаторские бои были шоу, которое было призвано развлечь людей. Цели уничтожить как можно большее число людей за небольшое время не стояло, это неразумно.
Гладиаторов откармливали для того, чтобы, получая удар, они не истекали кровью, ведь жировая прослойка, по которой прошелся меч по касательной, спасала от смертельных ран. Толпа хотела, чтобы раненные бойцы продолжали сражаться. И они сражались. Бодибилдер, получив удар мечом по рельефному прессу, просто истек бы кровью.
Сам же поединок был хорошо отрепетированным шоу, которое шло строго по сценарию. Даже удары были проработаны заранее и наносились так, что выглядели серьезными, но на деле практически не наносили ущерба воинам.