Задуманное не удалось осуществить: в возрасте 63 лет сын основателя Москвы Юрия Долгорукова погибает от рук заговорщиков. Бояре, кто по причине личной мести, а кто из-за ненависти к новым порядкам объединяются, чтобы убить князя, надеясь на приход более удобного правителя. Несмотря на трагически прерванные планы, Боголюбский остался в истории как первый общенациональный лидер Руси, создавший свою вертикаль власти и мечтавший покончить таким образом с родовой междоусобицей.
Как проявил себя Андрей Юрьевич до княжения во Владимире?
Исторических данных о жизни Боголюбского до 35 лет практически нет. Позже известно, что в 1146 г. он помогал старшему брату Ростиславу в изгнании из Рязани Ростислава Ярославовича, поддерживающего Киевского князя Изяслава Мстиславича. Через три года Андрей Боголюбский принял участие в походе на Волынь уже против самого Изяслава, и отличился доблестью при попытке захватить штурмом Луцк.
Вместе с отцом, в 41 год Андрей стал участником осады Чернигова, которая продолжалась 12 дней и закончилась неудачей. По словам летописцев, в этот период князь был тяжело ранен, пытаясь прорвать с товарищами оборону городских стен. В 1153 году получил от отца в распоряжение Рязанское княжество, однако вскоре был изгнан из него вернувшимся с половцами Ростиславом Ярославовичем.
В 1154 г., после прихода к власти в Киеве Юрия Долгорукова, Андрей становится правителем Вышгорода. Через год, несмотря на недовольство отца, уезжает во Владимир-на-Клязьме, чтобы со временем превратить никому не известный городок в полноценную столицу своего княжества.
«Вертикаль власти» по Боголюбскому
После смерти отца Андрей Боголюбский не стал ввязываться в борьбу за верховенство в Киеве, а занялся выстраиванием вертикали власти на своих Ростово-Владимиро-Суздальской землях. Причём начал он это делать не личными указаниями, а через соборные решения представителей духовенства и делегатов от разных сословий. В 1162 году, изгнав из Ростово-Суздальского княжества братьев и племянников, а также дружину, служившую покойному отцу, Боголюбский становится единственным «самовластцем всей Суздальской земли».
Князь отказывается от поддержки родового боярства и окружает себя «милостниками» – младшими дружинниками, которые получают от Боголюбского участки княжества в поместное владение. Игнорируя недовольство бояр и вече, он устанавливает собственные порядки – начинает распоряжаться князьями и возвышать «мизинных» людей, ставя их во главу местной власти.
Почему бояре «точили зуб» на князя, или причины возникновения боярской оппозиции
Существует несколько версий, пытающихся объяснить причины боярского недовольства, закончившегося заговором и убийством Боголюбского. Первая версия – это месть бояр Кучковичей. Считается, что причиной затаённой на князя злобы стали сначала действия его отца Юрия Долгорукова. Якобы он, специально погубив одного из родственников Кучковичей, присвоил себе его земли и многочисленные села. Позже, дочь убитого Улита выходит замуж за сына Долгорукова – Андрея, который, спустя время, казнит её брата за какое-то злодеяние. В результате другой брат – Пётр – начинает вынашивать планы, как расправиться с врагом.
Вторая версия – это борьба за власть и несогласие с проводимой политикой. Здесь виновниками гибели князя считаются его братья Всеволод и Михаил, с племянниками Ярополком и Мстиславом. Недовольные единоличным правлением и его результатами, родственники организовывают покушение на князя, используя для этого бояр, имеющих давние обиды на Боголюбского.
Третья версия – это конфликт с киевским митрополитом. Андрей Боголюбский активно ратовал за независимость от Киева и вёл переговоры о создании во Владимире своей метрополии. Не желая терять влияние и значимость для городов Руси, киевский патриарх, согласно этой версии, подсылает наёмных убийц, чтобы расправиться с князем, уничтожив с ним и нависшую угрозу двоевластия.
Неудачные попытки захвата Киева и Вышгорода в 1173 году обострили уже существующие разногласия с видными боярами. Напряжение между ними и Боголюбским достигло пика и привело к образованию группы заговорщиков, определивших своей целью физическое уничтожение князя.
Как убивали князя Андрея Боголюбского?
Убийство было запланировано и осуществлено 29 июня 1174 года. По сохранившейся летописи, события развивались следующим образом: ночью, когда князь отошёл ко сну, в его спальню постучались, представившись именем верного слуги Боголюбского. Определив по голосу, что это обман, а за дверью стоит пьяная толпа, Андрей Юрьевич бросается за мечом, и не находит его – ключник, примкнувший к заговорщикам, выносит оружие накануне намеченного нападения. Выломав дверь, вооружённые люди бросаются на князя, и, несмотря на ожесточённое сопротивление, тяжело ранят его.
Уверенные в смерти жертвы, заговорщики отправляются в винные подвалы за очередной дозой алкоголя. Боголюбский же приходит в себя, и пытается спастись – ползком спускается по лестнице в надежде укрыться от преследователей. Сделать это не удаётся, так как убийцы находят его по кровавому следу и пытаются добить. Впрочем, их попытки и во второй раз не отличились меткостью: как выявила проведённая в 2007 году экспертиза остатков, умер князь всё-таки не от поражения какого-то внутреннего органа, а от острой кровопотери из-за повреждения подключичной артерии при ранении в плечо.
Как сложилась судьба заговорщиков?
Главой заговорщиков, к которым примкнули приближенные князю бояре, был Пётр Кучкович. До 2015 года историки располагали только тремя именами из 20 тех, кто принимал участие в убийстве, это – Амбал Кучкович, Яким Кучкович и упомянутый выше Пётр. Полный список палачей князя обнаружился в Переславле-Залесском: реставрируя Спасо-Преображенский собор, специалисты наткнулись на перечень имён, выдолбленный на стене храма. Здесь же находилось краткое описание трагедии, а также слова проклятий и пожелания вечных мук убийцам.
События же после насильственной кончины Андрея Боголюбского развивались так, что его палачи ненамного пережили жертву. Пришедший к власти в 1176 году Всеволод Большое Гнездо – младший брат убитого князя – повелел казнить заговорщиков, дабы предупредить привычку свергать таким путём неугодных боярам правителей.