Живопись Каджарского периода: шарм и очарование Востока
0
0
752
просмотров
О том, как выглядят жизнь и манера одеваться мусульманок в гаремах, европейских человек долго составлял представления по фантазиям живописцев. Фантазии эти обычно включали в себя лежащую голую женщину в европейском вкусе (реже - стоящую) и парочку рабынь в востоном антураже. Между тем, в эпоху правления Каджарской династии в мусульманском Иране расцвела портретная живопись, благодаря которой можно посмотреть, насколько угадали или не угадали художники-ориенталисты со своими полотнами.

Как Восток повлиял на Европу, породив моду на огромные индийские шали и тюрбаны, ставшие на Западе женским головным убором, так и Запад влиял на моду Востока. Именно под впечатлением от западных картин в Иране развилась новая портретная и жанровая живопись, порой очень причудливо сочетающая традиции плоского, стилизованного восточного портрета и западный реализм. Поскольку живописцы очень зависели от заказчиков, изображения, прежде всего, потакали вкусам клиентов и не допускали чрезмерного эксперимента. Так что стиль художников при Каджарской династии довольно единообразен.

Портрет двух сестёр.

Прежде всего, кидается в глаза, что представления о красавицах у европейцев и мусульман сильно разнились, и мужчина с Востока, посмотрев на картину европейца, нашёл бы, что улучшить в героине полотна. Например, раз уж у бедняги такие маленькие и невыразительные брови, подвести их, соединив на переносице. Глаза тоже было принято подводить, рисуя стрелки. Если мы видим обнажённое тело красавицы, то художник Востока скорее подчеркнёт сладострастные складки на животе, чем грудь или изгиб бедра. Кроме того, подбородок у красавиц на каджарских портретах намного мягче переходит в шею.

Обнажённой или почти обнажённой красавица на иранской картине изображалась только в одной определённой ситуации: с любовником.

На многих портретах эпохи Каджарской династии можно увидеть, как одевались и чем занимались женщины в гаремах, когда их не мог увидеть никто, кроме мужа (а также других гаремных обитательниц, слуг-евнухов и художника). Несмотря на жару, по гарему ходить голышом приличным вовсе не считалось. Гаремные красавицы носили шёлковые, охлаждающие тело одежды, не слишком стесняющие фигуру: юбку или шаровары, короткую кофточку и блузку. Но зато блузка была такого тонкого шёлка, что сквозь неё чётко просвечивало тело.

Эта красавица, играющая с ручной ланью, одета по гаремной моде. Для лучшей вентиляции рукава на её кофточке сделаны прорезными, и художник может любоваться линией её рук.
Женщина в прозрачной короткой блузке.

Среди знаменитых фотографий жён иранского шаха есть и несколько женщин в таких же прозрачных блузках, позволяющих достоверно убедиться, что, вопреки расхожему в русской сети мифу, постоянная героиня фотографий действительно женщина, и притом вскормившая ребёнка или нескольких. Что касается усиков, то они считались во многих странах Востока пикантными, оттеняя свежесть рта и белизну скрываемой от солнца кожи. Нежность щёк подчёркивали также подстриженными завитками волос возле ушей, а белизну запястий делали ослепительной, выкрашивая хной ладони и пальцы в красный цвет. Если у красавицы от природы была родинка на лице — ей повезло, такое украшение могло любого мужчину привести в восторг. Если родинки не было — её рисовали.

Девушка с кувшином. У этой красавицы прорези на рубашке спереди. Она играет своими чёрными локонами - ещё одним эротическим фетишем восточных мужчин.

По каджарским картинам видно, что мода повлияла не только на живопись. Традиционно женщины в Иране предпочитали носить свободные шаровары, а не юбку, и носили обувь на плоской подошве. На картине ниже красавица всё ещё в шароварах, разве что гораздо более свободных, напоминающих юбку, в отличие от традиционного иранского фасона, но на её туфельках уже появился кокетливый каблучок, да и сами туфельки выглядят так, что их вполне могла бы носить европейская модница конца восемнадцатого века.

Девушка с кальяном.

Пышные юбки, порой фантазийно украшенные, в сочетании с приталенными кафтанами имитировали европейские платья. Естественно, несмотря на западный фасон, костюмы украшались в местном вкусе. Подражание европейской моде не было слепым копированием - иранки творчески осмыслили фасон, которым им так понравился. Тем не менее, хотя европеец такое наряд нашёл бы "восточным", иранки сами считали, что ходят в европейских нарядах: ведь от национальной одежды они отличались очень заметно.

Танцовщица в *европейской* одежде. Девушка играет с кистями пояса - ещё один игривый, отчётливо эротизированный для восточной культуры жест.

Кроме необычайно пышных юбок, заимствовали из европейской моды иранки и разные фасоны манжет, и оборки на подоле. Например, у девушки с бубном и танцовщицы, делающей колесо, рукава верхней кофты укорочены и украшены раструбами, а юбки отделаны контрастной полосой ткани по подолу.

Девушка с дафом (бубном, в котором звенят колечки с внутренней стороны обода).
Девушка, делающая колесо.

Кстати, все эти музыкантши и танцовщицы — к слову о том, как проводили время женщины в гаремах. Артистки развлекали женщин чаще, чем мужчин, потому что это было приличнее. На мужских собраниях можно было увидеть и женщин, но танцующие мальчики были обычнее.

Девушка с узором, нарисованным хной, на животе.
Барабанщицы.
Танцовщица с пальчиковыми цимбалками.
Ещё одна танцовщица.

Кроме рукавов-раструбов, в Иран пришли и сборные манжеты рубашек, цветком раскрывающиеся вокруг запястья. Вообще всё, что напоминает цветы, иранцам нравилось — недаром именно эта страна долго была одной из тех, что славятся сортами роз.

Знатная дама.
Портрет дамы, сидящей на подушках.

Ещё одна особенность европейского костюма — глубокое декольте и акцент на груди — была возможно только в домашнем наряде, а значит, с ней было можно очень смело экспериментировать, буквально выставляя грудь полностью и обрамляя её кантом на рубашке.

Девушка с зеркалом.
Модница с декольте.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится