По словам В.В.Стасова: «Эти молодые люди были все крайне недостаточны — значит, от головы до ног зависимые и обязанные дрожать за будущность свою и, однако же, рискуя этой будущностью, они предпочитают лишиться награды и перспективы путешествия за границу, только бы не выполнять того, что претит их художественной совести». И все они лишились золотой медали...
И бунтарь, и академик
Кирилл Викентьевич Лемох, также известный как Карл Лемох - был — как сейчас принято говорить — этнический немец и прославился как русский жанровый живописец. В 1858 году поступил в Императорскую Академию художеств, где изучал историю живописи у Петра Васина и Алексея Маркова. Пять лет спустя, в 1863 году, он принял участие в «Бунте Четырнадцати».
Не получив медали, Лемох выпустился из академии со степенью классного художника второго класса. Позже вступил в Артель художников под руководством Ивана Крамского. Пять лет спустя он снова вступил на порог Академии, учился весьма успешно, кстати, а впоследствии стал художником первого класса. Биография Лемоха - сплошное противоречие: восстав против академизма в юности, он все-таки стал академиком в зрелости. Ему была присуждена даже Золотая медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». Справедливости ради нужно сказать, что «бунт» обернулся совершенно неожиданной стороной для всех бунтарей: 8 человек из 14 все-таки стали академиками живописи, а Карла Лемоха даже пригласили во дворец — учить детей императора.
Учитель императорской семьи
С этого момента он зарабатывал на жизнь, давая уроки рисования аристократическим семьям, а также построил художественную студию в Ховрино, где проводил свои живописные работы летом. Особенно значима была служба учителем живописи в царской семье: Лемох преподавал уроки детям Александра III. Именно при дворе ему изменили имя: Карл Лемох стал Кириллом Лемохом, так было принято. «Когда ко двору понадобился учитель, то в силу своего немецкого происхождения, своей аккуратности и деликатности и направления в искусстве он, как никто из художников, ближе подошел к этой роли. При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III. Лемох застал ещё Александра II, который приходил на уроки внука Николая, будущего царя Николая II и удостаивал учителя своими
разговорами. Александр II, обращавшийся на «ты» даже с высшими чинами, говорил почему-то Лемоху «Вы»», - Минченков Я. Д. «Воспоминания о передвижниках».
За обучение великих князей художник получил пожизненную пенсию, которая позволила ему до конца своих дней не нуждаться в средствах. Среди всех детей царя, лучшей ученицей стала Ольга Александровна, сохранившая интерес к искусству до конца своей жизни. За всю свою долгую жизнь в Дании и Канаде она написала более 2000 картин.
Кстати, по воспоминаниям современников, Лемох был единственным, к кому Александр III обращался во дворце на «Вы». Карла Лемоха называли бесконечно честным, деликатнейшим и добродушным человеком. Если до ушей художника доходили неприятные слухи или сплетни, что-либо дурное о ком-нибудь – он отмахивался от них со словами: «Пустое, это все только говорят, да-с! болтают, а он прекрасный человек!».
«Новое знакомство»
Интерьер соответствует обычной крестьянской избушке XIX века (самодельная мебель, льняные покрывала, крестьянская одежда). Благодаря картине современный зритель видит, как разнообразно использовался лен, льняной холст в крестьянском быту. Лен для простых людей значил не меньше, чем хлеб. Он и одевал, и украшал, и был частью жилища, и лечил, и защищал от напастей.
В сюжете Лемоха новоиспеченная (но уже многодетная) мама отдыхает на кровати. Зритель видит самый интересный момент в этом событии: знакомство старших детей с малышом. Значительное место в творчестве художника занимают образы детей, которых он изображал с любовью и знанием детской психологии. Первая девочка уже с любопытством смотрит в люльку, женщина (возможно, повитуха) показывает ей новорожденного и осторожно приоткрывает завесу. Остальные четверо тихо ожидают своей очереди в дверях. Заметно, что они несколько смущаются. Все персонажи босоногие, легко одетые, а значит новорожденный родился в летний период. Зрители наверняка знают, что на Руси издавна рожали дома, часто – просто в огороженном занавеской углу («кут» или в бане, несильно натопленной). Считалось, что домашнее тепло поможет женщине расслабиться. Постель роженицы или пол застилают сеном иди соломой, ссылаясь на то, что Богоматерь тоже родила на соломе. И, кстати, на стене мы видим старую икону (с четырьмя иконками). Картина Лемоха - отражение крестьянской самобытности, почти исторический документ о реалиях крестьянской жизни и таком важном событии, как появление нового члена семьи.
Имя Карла Лемоха навсегда останется в истории русского искусства XIX века как имя честного, порядочного, уважаемого живописца-реалиста, который по собственной воле решил изобразить чистую повседневную реальность и народную жизнь.