Афрофутуризм - что это такое?
1,224
просмотров
«Черная Пантера» — это грохочущий на всю планету гимн афрофутуризму. Но гимн лубочный и даже слегка дискредитирующий идею. Человеку неподготовленному и знакомому с афрофутуризмом только по этому фильму может показаться, что весь он — просто пародия на «нормальную» белую фантастику. И зря! На самом деле, это явление — невероятно круто само по себе, в нем есть уйма оригинальных идей и такой экзотичный стиль, что начинаешь жалеть, что он не появляется на экране гораздо чаще.

Что такое афрофутуризм

Афрофутуризм — это эстетика, в которой в безумной смеси сошлись фантастика и африканская (или, вернее, псевдоафриканская) культура. Причем смесь эта получалась не противоестественной, а очень органичной.

Суть афрофутуризма заключена в переосмыслении фантастики, футурологи и даже истории на черный лад. Но сделано это не столько для того, чтобы обособиться от белых или что-то доказать им. Изначально весь этот стиль во многом является именно тем, на что он похож — пародией и забавной интеллектуальной игрой, которая развилась в целое направление фантастики.

В 1993 году культуролог и искусствовед Марк Дери опубликовал эссе Black To The Future, в котором изобрел термин «афрофутуризм» и заодно обрисовал основные черты этого течения. Однако началось все не в 90-е, а еще 70-е. Просто за 20 лет эта эстетика успела не только оформиться, но и стать очевидной частью мейнстрима. Не замечать ее было уже как-то неловко, даже для белых.

Что характерно для афрофутуризма? Упор на африканскую мифологию и культуру. Вера в возможную свободную от предрассудков утопию, в которой чернокожие будут жить счастливо благодаря технологиям. И наоборот: страх перед концом света, который в каком-то смысле превратит весь мир в бесконечное гетто. Забавно, что в 80-е, когда белые еще грезили технологическим будущим, среди чернокожих фантастов уже начала распространяться мода на постапокалипсис. Кроме этого афрофутуризм отличает ярая любовь к древнеегипетской эстетике и интерес к мавританской.

Афрофутуризм — это когда не стыдно за собственную историю

Афрофутуризм — это когда не стыдно за собственную историю

Марк Дери описал афорфутуризм как течение в современной ему фантастике и футурологии, которое испытало на себе сильное влияние африканской культуры. Или, точнее говоря, афроамериканской. И, как у любой культуры, у нее есть собственная мифология. Чернокожие американцы мечтали о равных правах (в 70-е с этим все еще было не слишком хорошо) и чувствовали себя униженными (в том числе, исторически).

При этом они грезили одновременно о двух утопиях: о золотом веке Африки прошлого и золотом веке Африки будущего. Им хотелось верить, что их прародина некогда не только была не хуже Европы, но и однажды снова будет великой, но уже благодаря технологиям.

Самое любопытное, что африканцев трудно обвинить в излишнем фантазировании. В свое время некоторые из африканских государств были не менее развитыми, чем европейские, причем речь об относительно недавних временах. Века до XV безумно богатое Мали или способный похвастаться многоэтажными зданиями погрязший в изысках купеческий Занзибар поражали приезжих путешественников своим величием.

Иными словами, афрофутуристам было где подчерпнуть идеи и исторические аналогии. В конце концов, если европейцы могут фантазировать о мире будущего, смешивая эстетику древнего Рима или Средневековья с высокими технологиями, то почему бы не представить будущее с отсылками к Аксуму или империи Мансы Мусы?

В афрофутуризме поровну смешались архаика и технологии. Древние боги, тотемы и духи предков, воскрешенные с помощью технологий или ставшие частью нейросети — вполне обыденная тема для этой эстетики.

Самые оригинальные идеи афрофутуризма

Самые оригинальные идеи афрофутуризма

Оригинальность афрофутуризма не ограничивается только сеттингом. В этом течении существует несколько собственных и довольно причудливых идейных находок.

Темная материя = африканская материя

Темная материя = африканская материя

Забавный каламбур, из которого выросла целая концепция, если не сказать парадигма. Но, как мы уже убедились,афрофутуризм зачастую довольно самоироничен. Идею о том, что гипотетическая темная материя имеет глубинную связь с африканцами (потому что они, ну да, — черные) развивает в своих книгах фантаст Шири Р. Томас. Собранные им антологии — Dark Matter: Reading the Bones и Dark Matter: A Century of Speculative Fiction from the African Diaspora — во многом построены на этом каламбуре-парадоксе.

Боги Вуду как воплощение интернета

Боги Вуду как воплощение интернета

Отец киберпанка Уильям Гибсон — белый, но он всегда отличался тонким чутьем на оригинальные идеи, витающие в мире научно-фантастической-среды, в которой он варился. Поэтому он одним из первых популяризировал афрофутуристические образы и идеи. В его романе «Граф Ноль» боги Вуду реальны, но существуют как различные «лица» и алгоритмы искусственного интеллекта.

Афронавты

Афронавты

Афронавты — это покорители космоса родом из Африки, цели и задачи которых отличаются от намерений типичных исследований галактик из космоопер. Афронавты или ищут новую родину, или, наоборот, отправляются в приключение, которое увлекает целые племена, словно какие-нибудь кочевники-банту. Еще одна ипостась афронавта — модный клевый чувак, для которого космос — нечто вроде психоделического приключения и вызова реальности.

Как фантазировал один из музыкантов 70-х, в будущем люди будут покорять космос на ракетах, летающих на энергии чистого фанка. Только представьте себе эту картину — потрясающе смешной и емкий образ.

Секретная база афронавтов на Луне

Секретная база афронавтов на Луне

Помните фильм «Железное Небо» с его сюжетом о нацистах, избравших обратную сторону Луны в качестве своей базы? В трилогии Darkside фантаста Уильяма Хаяши этот образ пародируется и обыгрывается сомнительным с точки зрения политкорректности образом.

Луна в его книгах оказывается прибежищем чернокожих. И «белое» человечество попадает в комичное положение, когда, покорив спутник, обнаруживает, что тот давно заселен африканцами. В этом смысле темная сторона Луны, как и в случае с темной материей, оказывается далеко зашедшим каламбуром.

Пришельцы-колонизаторы как отражение белых колонизаторов

Пришельцы-колонизаторы как отражение белых колонизаторов

Одна из ключевых тем в литературном афрофутуризме — это взаимодействие людей с «чужими», то есть пришельцами. Разумеется, учитывая крайне своеобразный исторический опыт общения с выходцами из иного мира, осмыслен он совсем не так, как у европейских фантастов.

Самый очевидный образ чужих в афрофутуризме — это «новые колонизаторы» — агрессивно настроенные пришельцы, задумавшие поработить или истребить человечество. Но кроме этого есть и менее банальные роли инопланетян. К примеру, межпланетные расы, с которыми скрещиваются люди, давая своего рода метисов — существ, обладающих плюсами обеих родительских рас.

Еще менее ожидаем образ черных, которые сами выступают в роли пришельцев, невольно очутившихся в чужих мирах. Здесь, очевидно, обыгрывается история насильного переселения африканцев в Америку и потеря исторической родины.

Афрофутуризм в музыке

Афрофутуризм в музыке

Афрофутуризм — это не только фантастика в книгах, но и фантастика в кино, живописи и музыке.

Классиком афрофутуризма считается Sun Ra — авангадрист и новатор джаза, который эксплуатировал темы Древнего Египта и космической фантастики.

Однако музыкантов, которые хотя бы периодически угорали по афрофутуризму крайне мало. Из современных и широко известных можно вспомнить разве что Flying Lotus, афробитовых Shaolin Afronauts и отцов даба — Mad Professor и Scientist.

Зато эстетика афрофутуризма просочилась в мейнстрим и звезды, вроде Майкла Джексона, Канье Веста или Мисси Эллиот (и даже Death Grips, а теперь еще и Кендрик Ламар) активно использовали и используют эстетику в своих клипах.

Фильм «Черная Пантера» принес афрофутуризм в мейнстрим, и это можно воспринимать положительно. Но само это течение гораздо глубже, а, самое главное, самоироничнее, чем супергеройское кино, в котором белых персонажей поменяли на чернокожих. Один только фанк, ставший топливом для межгалактических ракет, или боги Вуду, повелевающие нейросетями, стоят того, чтобы афрофутуризм был рано или поздно создан.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится