Басмачи - борцы за свободу или бандиты?
1,115
просмотров
Всем нам, а особенно людям старшего поколения, приходилось смотреть немало фильмов про басмачей, всегда выставлявшихся в крайне негативном свете. Им, как правило, противопоставлялись светлые образы красноармейцев, несущих освобождение от векового гнета благодарным народам Востока.

После распада СССР ситуация изменилась, и в наше время басмачи это уже не бандиты, лишенные человеческого образа, а борцы за независимость республик Средней Азии. Кто же на самом деле эти люди – герои или злодеи?

Толчок к началу кровопролития

Прежде всего, басмачи – это члены вооруженных формирований, которые в период, наступивший после распада Российской империи в 1917 году, вели на территории бывшего Туркестанского генерал-губернаторства национально-освободительную (именно так ее принято сегодня называть) войну. Изображение их флага представлено выше. Толчком к войне послужило проведенное большевиками размежевание этой обширной территории на отдельные республики, в число которых вошли Туркменская, Таджикская, Казахская, Узбекская и Киргизская ССР, а также их попытки искоренить традиционную религию местного населения – ислам.

В результате история Средней Азии явила собой непрерывную череду кровавых столкновений между правительственными войсками и повстанческими отрядами коренных жителей. Под влиянием мусульманского духовенства политическая борьба была перенесена в плоскость священной религиозной войны, чем народные лидеры, или как сейчас принято называть – полевые командиры, умело пользовались. Это в значительной степени осложняло борьбу с басмачеством, завершившуюся лишь в начале 30-х годов, а в отдельных районах продлившуюся еще почти десятилетие.

Жестокие враги Советской власти

Наибольшую активность отряды басмачей проявляли в Ферганской долине и прилегающих к ней районах. Сложность борьбы с ними заключалась в том, что, базируясь в труднодоступных горных районах, они совершали регулярные налеты на различные населенные пункты, контролируемые большевиками и, перебив комиссаров, а также всех сторонников Советской власти из числа местных жителей, бесследно исчезали.

Как правило, такие рейды сопровождались неимоверной жестокостью по отношению к жертвам. Басмачи это делали с целью запугать как своих соотечественников, так и тех, кто пришел на их землю устанавливать чуждые им порядки. Это послужило причиной создания их крайне негативного имиджа в сознании миллионов людей.

Беззащитные жертвы басмачей

Статистика показывает, что в течение Гражданской войны, басмачами было убито гораздо большее число местных жителей, чем бойцов и командиров регулярных частей Красной Армии, присланных на их подавление. Объяснение этому весьма простое – мирное население, заподозренное в сочувствии большевикам, в отличие от красноармейцев, не могло организовать сколько-нибудь серьезного сопротивления нападавшим. Простые дехкане (крестьяне), застигнутые врасплох ночными налетами, оказывались беззащитными перед кровавым произволом, творимым их же соотечественниками.

Рецидив повстанчества, спровоцированный коллективизацией

Несмотря на все прилагаемые усилия, отряды повстанцев не могли длительное время противостоять обученным и хорошо вооруженным частям регулярной Красной Армии, и к 1926 году их движение было сломлено на основной территории Среднеазиатских республик. Однако, как показала история, торжествовать было рано. Мощный всплеск недовольства местных жителей вызвала насильственная коллективизация, проводившаяся большевиками по всей стране и охватившая в том числе их республики. Басмачи это использовали в своих целях и, пользуясь настроением масс, вновь собрали их под знамена священной войны.

Однако к этому времени Гражданская война, полыхавшая прежде на большей части страны, давно закончилась, и правительство смогло бросить на борьбу с басмачеством необходимое количество сил. Все основные бандформирования (термин, получивший распространение уже в наши дни), численность которых порой достигала нескольких тысяч человек, были в короткий срок уничтожены. Дальнейшая борьба повстанцев против установления Советской власти в республиках Средней Азии хоть и велась до начала 40-х годов, но потеряла былой размах и носила эпизодический характер.

Громкие имена прошедших лет

История сохранила имена наиболее активных лидеров, или, как их чаще называли, главарей басмаческого движения, таких как Муэтдин-бек, Жаныбек-казы, Джунаид-хан, Мадамин-бек и ряда других. Характерно, что большинство этих людей являлись выходцами из самых низших социальных слоев. Одни из них оказались во главе повстанческих отрядов в силу своего религиозного фанатизма, другие - по политическим мотивам, но большинство просто решило воспользоваться благоприятными обстоятельствами для того, чтобы вырваться из беспросветной нищеты.

Ответить же на вопрос о том, были они героями или злодеями, весьма трудно, поскольку в бой эти люди шли за свою национальную независимость (это невозможно отрицать) и за свободу вероисповедания. Другое дело, что декларируя благородные цели своей борьбы, они пролили море невинной крови. Впрочем, не только они одни.

Заключение

Что же касается фильмов про басмачей, с которых мы начали разговор, то во многих из них весьма объективно отражена специфика той эпохи, и, несмотря на явную идеологическую тенденциозность, они могут быть названы историческими кинолентами. Кроме того, среди них есть и подлинные шедевры, такие, например, как «Белое солнце пустыни» – фильм, ставший поистине культовым.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится