Знали ли три томских журналиста, выступившие с инициативой проведения этой акции, что движение наберет такой размах? Вряд ли. Хотели бы, чтобы оно набрало такой размах? Наверняка хотели, чтобы движение стало по-настоящему массовым, но представить, что оно станет настолько массовым…
Идея из прошлого
На самом деле идея в День Победы пройти по улице с портретами павших близких, родственников появилась не сегодня. Еще в 1965 году ученики одной из новосибирских школ прошли в подобном марше. Просто тогда это не называлось «Бессмертным полком». Да и это ведь только то, что зафиксировано. Мы не знаем, возможно, и прежде проходили такие акции. Но многие из нас помнят, как с портретами своих погибших друзей приходили в былые годы ветераны Великой Отечественной в День Победы к Вечному огню, к памятникам героям. Многие помнят, как приходили к тем же памятникам дети погибших воинов с их портретами. Даже в те, внешне безрелигиозные, времена народ не хотел верить в их окончательную гибель, люди хотели, чтобы павшие приобщились к празднованию Победы, чтобы они знали: мы, в том числе благодаря их Подвигу, победили! Чтобы они сорадовались вместе с нами.
Голоса из подпола
И вот тут раздаются голоса из подпола. По-другому просто не скажешь, потому что они находятся как бы в глубоком подполье по отношению к массам своих сограждан, к своему народу. И эти голоса вопрошают: чему вы радуетесь, как вы можете радоваться, ведь столько людей погибло?
Ответ православного человека
Буквально перед нынешним Днем Победы на одном православном интернет-портале появилась статься священника Дмитрия Трибушного из Донецка, где он сравнивает шествие «Бессмертного полка» с проскомидией и напоминает, что в литургии нет живых и мертвых – все живы. Он говорит, что памятование – это своеобразное Воскресение, размыкание границы между мирами. И он утверждает, что в этот день, День Победы, бессмертные воскрешают своих бессмертных. Это хороший ответ православного человека.
Поэтический ответ
Тот же Дмитрий Трибушный вспоминает в этой связи знаменитые строки Владимира Высоцкого: «Наши мертвые нас не оставят в беде, Наши павшие - как часовые». Давайте вдумаемся в это двустишие. Даже не вдумаемся, а погрузимся в него. Ведь не зря говорят, что настоящие поэты погружаются в Вечность, добывая там свое поэтическое знание, чтобы поделиться им с нами. Так что же говорит нам поэт? Чем поделился с нами Владимир Семенович? А он принес нам благую поэтическую весть, объявив нам, увязшим в повседневности, в быту, что человек больше этого мира, что он не ограничен им, и что, следовательно, мы, изнемогая под грузом мирских забот, забывая порой о своей безграничной сути, можем быть уверены, что не стоим в одиночестве перед лицом Вечности, что «наши мертвые нас не оставят в беде», что «наши павшие – как часовые». От нас требуется лишь памятование о них, чтобы не свернуть с пути человеческого на путь бесчеловечный. Вот уж поистине, по слову другого поэта, Роберта Рождественского: «Это нужно - не мертвым! Это надо - живым!»
Философский ответ
Интересные мысли высказал по поводу значимости «Бессмертного полка» в одной из предпраздничных телепередач доктор философских наук Дмитрий Муза. Он предложил рассмотреть феномен этого народного движения как бы в трех проекциях: исторической, социальной и даже политической. В проекции исторической он говорил не просто о восстановлении связи времен или исторической справедливости, не просто о необходимости противостоять попыткам переписывания истории в угоду политической конъюнктуре, но и том, что такое движение оживляет саму историю, делает ее зримой и конкретной для людей, семейной историей, своей историей, а не просто перечнем событий и дат из учебника.
Что касается социальной проекции, то, по мнению философа, «Бессмертный полк» позволяет, если говорить о российских реалиях, сшить воедино такую огромную, такую разнообразную человеческую общность, какой, по сути, является Россия. Ведь российские регионы неоднородны и этнически, и конфессионально, у каждого своя история, в какой-то мере – своя региональная идентичность, но… Великая Победа на всех одна!
И, наконец, политическая проекция. Хоть движение «Бессмертный полк» и заявляет, что чуждо всяческой политики, и это правильно, однако с выходом движения на международный уровень (напомним, акцию «Бессмертный полк» проводят уже в более чем восьмидесяти странах и территориях) оно волей-неволей становится той самой «мягкой силой», с помощью которой Россия может напомнить миру, что она является не неким демоническим злом, каким ныне пытаются ее представить международной арене отдельные «уважаемые партнеры», а страной, общностью, народом, принесшим миру освобождение от проекта ада на Земле.
Ответ из Вечности
Выше уже было сказано об историческом измерении «Бессмертного полка». Но в данном случае оно превышает просто связь времен. Оно саму человеческую память делает исторической. Оно раздвигает границы человеческого сознания до исторических пределов. Человек начинает осознавать, что он находится здесь и сейчас, но это «здесь и сейчас» не выброшенная из процесса точка, не пылинка на вселенском ветру, а средоточие движения жизни, живого развертывания человеческой истории от поколения к поколению. Это и возвращает человека к себе, и дает ему почувствовать сопричастность к миру. Собственно, и делает его человеком. И это не только проекция в прошлое. Это будущее, которое «здесь и сейчас» становится настоящим. И такая историчность, безмерность человека позволяет ему ощутить и вертикальную проекцию своего существования, сопричастность Вечности, которая и является настоящим.
Советский народ
«Но, - могут всхлипнуть из подпола, - о какой Вечности речь, когда народ, победивший нацизм, был советским народом, а следовательно – сплошь атеистическим, не верящим в эту вашу Вечность?» Да, народ был советским. Возможно даже, что именно это обстоятельство и помогло ему перебить хребет фашизму. Но это совсем не значит, что он был сплошь атеистическим. Он был разным, советский народ – и атеистическим, и православным, и мусульманским, и иудейским, и даже буддийским. Другое дело, что это не афишировалось. Но самое главное - и без этого всего в советском народе вполне уживалась бы Вечность, ибо он был устремлен в будущее, и не просто в будущее, а, как думалось и верилось, в царство торжества добра и справедливости. Правда, это, так сказать, «народные верования». Допустим. Но ведь и сам марксизм как провозглашенная теоретическая база советского проекта не был столь плоским и однозначным, как то пытаются представить его противники. И тем более не является таковым сейчас. Он в развитии. И кто знает, будь на руках у его отцов-основателей нынешние научные данные, каким он был бы изначально? Там ведь одна категория отражения чего стоит! От которой полшага до Вечности...
«Праздник со слезами на глазах»
А вообще все это, конечно, пустое теоретизирование. На самом деле ответ на вопрос «Что вы празднуете, когда столько людей погибло?» прост: мы празднуем их и свою Победу. Или чуть более сложно: мы празднуем Великую Победу, которая хоть и не оправдывает их смерть в глазах скорбящего мира, но оправдывает их жизнь в Вечности. Это подвиг сродни Воскресению, когда «смертью смерть поправ». Да, это праздник «со слезами на глазах», но это Праздник. Это еще одна наша Пасха – всенародная. Без различия этнической и религиозной принадлежности. И уж тем более без различия политических предпочтений.