«Безбожная пятилетка» в Стране Советов
643
просмотров
Из года в год, когда наступает последний весенний месяц, в некоторых изданиях (да и просто в социальных сетях) появляются указания на то, что пятнадцатого мая 1932 года Сталиным был подписан некий декрет о проведении «пятилетки безбожников» (по-другому - «безбожной пятилетки»)...

Это легко принимается на веру, поскольку такое действие свободно укладывается в известное противостояние большевиков с религиозными организациями и с их неприятием религии вообще – и по мировоззренческим, и по идеологическим, и по политическим, и даже по утилитарно-тактическим соображениям. Беда лишь в том, что, как отмечают разные эксперты, ничем не подтверждено существование подобного большевистского декрета.

Была такая идея

Была такая идея

Однако то, что существование декрета о проведении пятилетки, направленной, как считается, на полное искоренение религии в Стране Советов, ничем не подтверждается, идеи об этом существовали и даже проводились в жизнь. Главным проводником подобной политики была так называемая Антирелигиозная комиссия, официально - Комиссия по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК РКП(б). Вот у нее действительно существовали масштабные планы по борьбе с религией. И планы эти никак не назовешь вегетарианскими.

Жестокая конкретика

Жестокая конкретика

Сразу сделаем оговорку, что планы эти существовали лишь в неофициальных и нигде не опубликованных бумагах. Но ознакомиться с ними лишним не будет, чтобы представить себе размах борьбы, естественным образом переходящей в таких случаях в репрессии.

Неизвестно, где собирались идеологи этой борьбы черпать силы и средства, но уже к 1932 году они предполагали закрытие всех культовых сооружений на территории страны. Под этим не надо понимать только закрытие православных церквей. Нет, имелись в виду именно все культовые сооружения: синагоги и мечети, буддийские храмы и протестантские молитвенные дома. К 1934 году планировалось окончательно побороть всяческие религиозные идеи и представления. Через год собирались охватить всю советскую молодежь антирелигиозной пропагандой. В 1936 году хотели ликвидировать чудом уцелевшие молитвенные дома. Не должно было остаться и священнослужителей. Наконец, как выражались в те жестокие времена, к концу пятилетки (то есть к концу 1937 года) религия должна была быть изгнана из самых укромных уголков. Можно только представить себе, в какую гигантскую мясорубку должны были попасть религиозные деятели.

Знакомые все лица

Знакомые все лица

Чтобы понять, насколько влиятельна была Антирелигиозная комиссия, можно просто вспомнить, кто ее возглавлял или курировал в разные периоды деятельности и кто принимал участие в ее работе. Например, в состав этого органа входили такие известные революционные и советские деятели, как Луначарский и Бонч-Бруевич, Чичерин и Менжинский, а курировали ее деятельность в стратегическом и даже в тактическом плане самые видные деятели большевиков, начиная с Ленина. Среди них и Троцкий, и Сталин, и Дзержинский, и Бухарин с Зиновьевым и Каменевым. Но главную роль сыграл Е. М. Ярославский. Это действительно был одиозный деятель. И о нем мы еще вспомним.

Союз воинствующих безбожников

Союз воинствующих безбожников

Антирелигиозная комиссия – это все-таки невероятно серьезный, но номенклатурный орган. Нужен был приводной ремень к массам, позволивший бы зажечь их идеей антирелигиозной борьбы. И такой приводной ремень был найден. Вернее, создан. Им стал так называемый Союз воинствующих безбожников. А возглавил его все тот же Е. М. Ярославский. И проведение «безбожной пятилетки», долженствующей покончить с религией в СССР к первому мая 1937 года, - лозунг именно этого Союза.

История появления

История появления

История появления Союза безбожников берет начало в двадцатых годах прошлого века с образования Общества друзей газеты «Безбожник». Это было в 1924 году. Сама же газета начала выходить за два года до этого. Вот когда понадобилось массовое «безбожное движение», об этом обществе и вспомнили.

Дело повели с присущим советским размахом. Достаточно сказать, что на втором съезде Общества в 1929 году, когда оно и было переименовано в Союз воинствующих безбожников, отметились гости из нескольких европейских государств. В том числе из Франции, Германии и Австрии. А среди выступавших на съезде были не только политические и государственные деятели вроде того же Бухарина, но тогдашние властители дум из числа творческой интеллигенции: Маяковский, Демьян Бедный и Горький.

Не покладая рук

Не покладая рук

Как и все, создаваемое тогда в СССР, Союз безбожников не стал просто формой без содержания. Он сразу же занялся самой что ни на есть кипучей деятельностью. Он занимался пропагандой атеизма и выпуском научно-популярной литературы, он выпускал издания жесткой антирелигиозной направленности, его первички действовали на фабриках и заводах, в школах и высших учебных заведениях, в колхозах.

«Если враг не сдается»

«Если враг не сдается»

Если бы все ограничилось антирелигиозной пропагандой и просвещением, это было бы нормально. Борьба идеологий, так сказать. Но у борцов с религией были и другие методы. В том числе репрессивные. Вот статистика 1932 года по одной только Русской Православной Церкви, без учета других религий и конфессий: 40 архиереев были арестованы, 70 епархий были ликвидированы, 95% (!) церквей были закрыты. Что уж говорить об арестах рядового священства и рядовых верующих... «Лес рубили» - «щепкам» доставалось больше всего.

Общая идея

Общая идея

Чего нельзя отнять у большевиков, так это коллективизма. Даже товарищ Сталин и даже в период своего наибольшего могущества оформлял свои решения как коллективные. И если кто-то думает, что таким образом он пытался избежать ответственности или дать понять народу, что правит не царь, а партия – передовой отряд рабочего класса, то такой человек ошибается. Во-первых, товарищу Сталину и в страшном сне не могло привидеться, что в его партии возьмут верх оппортунисты. Так перед кем он мог бы отвечать? А во-вторых, народ все равно принимал решения партии как решения вождя. В любом случае, антирелигиозная борьба, развернувшаяся на просторах СССР и приведшая к столь трагическим последствиям, не была идеей одного человека. Она имела под собой множество оснований, начиная с трудов европейских просветителей и самого Маркса и заканчивая необходимостью обезопасить молодую республику от контрреволюции, которой зачастую потворствовали священнослужители.

Главный проводник

Главный проводник

И все-таки был человек, который в основном и проводил идею войны с религией в жизнь. Причем именно войны беспощадной, в том виде, как она и развернулась в стране. Это уже упомянутый выше Емельян Михайлович Ярославский. Но это не настоящее имя, потому что на самом деле его звали Минеем Израилевичем Губельманом. В этом месте могут, разумеется, возбудиться всякие конспирологи и сказать несколько слов о «еврейском заговоре» против православной веры, но подобные взгляды имеют очень мало отношения к реальности. Доставалось всем. А то, что более всех пострадала именно православная церковь, так это потому, что она была наиболее крупной и влиятельной религиозной организацией в стране. Антирелигиозный тренд – общее место для множества революционеров того времени. И если бы на месте Губельмана оказался чистокровный русский Иванов, ситуация вряд ли бы кардинально изменилась. Дело, скорее, в том, какую роль в революционной среде играл Губельман.

В руководстве Боевого центра

В руководстве Боевого центра

Губельман уже в двадцать лет стал членом РСДРП. А в двадцать пять – одним из руководителей так называемого Боевого центра этой партии. Именно эти вооруженные формирования занимались эксами (экспроприациями), совершая налеты как на банки, так и на частных владельцев крупных капиталов. На языке уголовного кодекса любой страны такая деятельность именуется грабежом. Деньги шли на нужды партии.

Губельман принимал самое активное участие в революции 1905 года. Его невеста погибла от рук черносотенцев, когда везла оружие революционерам. Он побывал на каторге и на поселении. А во время Октябрьской революции входил в состав руководства вооруженным восстанием в Москве. Губельмана миновали советские репрессии, которые не миновали многих прочих деятелей революции, и он умер в 1943 году в результате онкологического заболевания. И вот человек с такой биографией руководил борьбой с религией в раннем СССР, применяя методы, к которым привык за время подполья и революций.

Народ безмолвствовал?

Народ безмолвствовал?

Нельзя сказать, что народ всецело поддерживал действия советской власти по отношению к церкви. Нет. Даже в тридцатом уже году были массовые выступления верующих и духовенства, направленные против антицерковной политики власти – около полутора тысяч. Но вот что интересно: если в общем нападки на веру и церковь воспринимались негативно, то репрессии против духовенства зачастую оставались вне зоны внимания простого люда. Возможно, так происходило потому, что, как писали некоторые публицисты, священство (попов) в народе нередко воспринимали как тех, кто продажен и богат, кто наживается на вере. И когда власть отнимала у церкви богатство, это могло считаться даже похвальным в какой-то мере. А вот когда власть покушалась на святое – иконы и сами храмы, вот тогда это вызывало отторжение. Может быть, именно поэтому, несмотря на репрессии против священства, с верой, то есть с религией, неофициальная «безбожная пятилетка» не справилась.

К тому самому году, к которому «безбожники» намеревались уничтожить религию в СССР, то есть к 1937-му, большинство населения страны, согласно переписи, было верующим – 55 миллионов из 98. В той или иной мере с религией в СССР достаточно жестко боролись до конца его существования. Вероятно, это была одна из самых серьезных ошибок руководства Страны Советов.

Ваша реакция?