Черные общины и отдельные лица, которые пытались бросить вызов законам Джима Кроу, часто сталкивались с насилием и смертью.
Корни законов Джима Кроу (названы так по имени комического персонажа середины 19 века) начались еще в 1865 году, сразу после ратификации 13-й поправки, освобождающей четыре миллиона рабов. Черные кодексы были строгими законами, детализирующими, когда, где и как освобожденные рабы могли работать,и за какую компенсацию. Кодексы появились по всему югу как законный способ поставить чернокожих граждан в рабство, отнять право голоса, контролировать, где они живут и как они путешествуют, и захватывать детей для трудовых целей. Правовая система была сложена против чернокожих граждан во главе с бывшими солдатами Конфедерации, работающими в качестве полиции и судей, что затрудняло афроамериканцам выигрывать судебные дела.
Эти кодексы действовали совместно с трудовыми лагерями для заключенных, где с заключенными обращались как с рабами. Чернокожие преступники обычно получали более длительные сроки, чем их белые «коллеги», и из-за изнурительной работы часто не доживали до конца своего срока.
В течение следующих 15 лет местное правительство, а также Национальная Демократическая партия и даже президент Эндрю Джонсон препятствовали усилиям по оказанию помощи освобожденным рабам в продвижении вперед. Насилие было на подъеме, делая опасность регулярным аспектом черной жизни. Черные школы были разграблены и разрушены, а банды жестоких белых нападали на чернокожих граждан в ночное время. Иногда это были ужасные случаи, когда жертвы подвергались пыткам и калечились, прежде чем их убивали. Целые семьи были атакованы и вынуждены покинуть свои земли.
Самая безжалостная организация эпохи Джима Кроу, Ку-Клукс-Клан, родилась в этой обстановке в 1865 году в Пуласки, штат Теннесси, как частный клуб для ветеранов Конфедерации. ККК превратилась в тайное общество, терроризирующее черные общины и просачивающееся сквозь белую южную культуру, с членами на самых высоких уровнях правительства и в самых низких эшелонах криминальных закоулков.
В начале 1880-х годов большие города на юге не были полностью подчинены законам Джима Кроу, и чернокожие американцы нашли в них больше свободы действий. Это привело к тому, что значительная часть черного населения переехало в города, и белые горожане требовали больше законов, чтобы ограничить возможности для афроамериканцев. Законы Джима Кроу распространились по всему югу с еще большей силой, чем раньше. Афроамериканцам было запрещено теперь даже посещать общественные парки, а театры и рестораны были вообще были под запретом.
Создавались отдельные залы ожидания в профессиональных офисах, а также фонтаны с водой, туалеты, входы в здания, лифты, кладбища и даже окна касс в парках развлечений.
Между 1890 и 1910 годами все южные и пограничные Штаты ввели подушные налоги, тесты на грамотность и другую политику, чтобы лишить избирательных прав подавляющее большинство афроамериканцев, которые всего за несколько лет до этого впервые избрали афроамериканцев на свой пост. Тактика запугивания, насилия и линчевания терроризировала и подрывала личную свободу афроамериканцев в это время.
Сегрегация быстро стала законом Юга и была поддержана в 1896 году, когда Верховный суд США постановил в деле Плесси против Фергюсона, что «отдельные, но равные» условия для афроамериканцев и белых были конституционными. В других регионах страны существует меньше законодательных барьеров, однако дискриминация в сфере занятости, жилья, школ, религиозных учреждений и в большинстве других аспектов жизни являлась широко распространенной и зачастую вопиющей.
Главный удар по системе расовой сегрегации Джима Кроу был нанесен в 1954 году знаменательным решением Верховного Суда по делу Брауна против Совета по образованию Топики, штат Канзас, который объявил сегрегацию в государственных школах неконституционной.
Закон о гражданских правах 1964 года, закон о праве голоса 1965 года и закон о справедливом жилище 1968 года официально лишили любое государство возможности дискриминировать, лишать избирательных прав или иным образом ограничивать любое лицо по признаку расы. Законы запрещали афроамериканцам жить в белых кварталах. Сегрегация была введена для общественных бассейнов, телефонных будок, больниц, приютов, тюрем и жилых домов для престарелых и инвалидов.
В некоторых штатах требовались отдельные учебники для чернокожих и белых студентов. Новый Орлеан санкционировал сегрегацию проституток по признаку расы. В Атланте афроамериканцы в суде получили другую Библию, чтобы присягнуть в суде. Браки и сожительство между белыми и черными категорически запрещались в большинстве южных штатов. Нередко можно было увидеть вывески, вывешенные на городских границах, предупреждающие афроамериканцев, что им там не рады.
Конечно, это было тяжело для граждан, и в 1968 году их мучения наконец закончились, когда США официально узаконил всех американцев в правах, независимо от расы. Но отголоски законов Джима Кроу еще несколько десятилетий витали над Америкой, пока не ушли в прошлое.