"Раздутые тела устилали землю, голые и разлагающиеся, однако вид трупов наших товарищей и друзей, лежавших как навоз на лице земли, не производил на нас впечатления и не толкал к праведности. Господь, даруй мне смирение и благодарность!".
Эти завораживающие и даже хтонические образы, словно сошедшие с полотен Босха, были изнанкой эпохи, которую мы зовем Просвещением. Это было время переосмысления старых догматов, время, когда религия уступала вольнодумству и критической мысли, однако религиозный компонент все еще имел силу, и Божье провидение для многих современников эпохи было мерилом всех вещей.
Нашего подполковника звали Джоном Блэкаддером (1664-1729), и он был сыном пресвитерианского проповедника из Шотландии, где его семья терпела притеснения во время правления ярого католика Якова II Стюарта. Юный Джон поступил на службу кадетом в Кэмеронский полк ("The Cameronians" или "Кэмеронцы" - официальное название полка до 1751 года, затем - "26-й пехотный", полк получил свое первое название в честь пресвитерианского деятеля Ричарда Кэмерона, который возглавлял сопротивление против попыток Якова II подчинить себе шотландскую церковь), который так же называли "певцами псалмов", поскольку туда набирали выходцев из наиболее религиозных семей, которые считались чуть ли не фанатиками.
Как уже было сказано, он служил у Мальборо во Фландрии, и был шокирован, сколь "яро и открыто бушует" порок в армии. Он писал:
"Они говорят на языке, на котором, должно быть, говорят черти. Я считаю нашим изъяном, что есть так много жестокости и плутовства в армии, и это удивительно, что человек с прямой, щедрой и честной душой может находиться там".
В самой войне за Испанское наследство Блэкаддер видел руку божественного провидения. Успехи британской армии, по его мнению, были ограничены ее низким моральным обликом, в то время как Людовика XIV подполковник открыто называл "тираном, отринувшим Божью Церковь" и "бичом Господним на земле".
Блэкаддер был глубоко верующим человеком - при осаде Лилля он вел своих солдат в атаку с криком..
"Гренадеры, во имя Господа, атакуйте!"
Это были последние отголоски богобоязненного Средневековья, которое, упорно цепляясь за излом столетий, все же уступало дорогу Новому времени.
Маркиз де Вальфон вспоминал, как перед битвой при Хастенбеке (ныне - район города Хамельна в Германии) в 1757 году капеллан французских гренадеров, набираемых из провинциальной милиции, обратился к солдатам со словами:
"Дети войны! Несмотря на дерзость ваших душ, смирите их перед Богом, ибо он один дарует победу!".
Вальфон также писал, что военные священники часто сами очень сильно себя заводили во время подобных речей, и солдаты просто не могли устоять перед этим напором. За такими поступками не всегда стояла искренняя набожность, но религиозный фактор по прежнему оставался одним из способов мобилизовать войска и поднять их боевой дух. Один современник заметил, что:
"думать, что религия несовместима с военным искусством - большая ошибка".
Прусские офицеры Фридриха Великого хранили в себе мрачную протестантскую решительность и богобоязненность, при том, что сам Фридрих был безбожником и терпеть не мог попов. При этом, данная черта была свойственная не только пруссакам - секретарь британского генерала Уильяма Хау Эмброуз Серл ставил в пример английским солдатам благочестие их гессенских союзников. С другой стороны герцог Камберленд (один из сыновей короля Георга II, и этнический немец) был известен тем, что поощрял распространение методизма (одна из ветвей протестантизма) в британской армии.
Что касается армии Священной Римской империи, то она была достаточно разношерстна в конфессиональном плане, и включала в себя католиков, протестантов и православных. Из-за отсутствия в армии единого конфессионального стержня, религиозность в ней не очень поощрялась. Капелланы не пользовались уважением, а современник отмечал, что:
"мало кто имеет религиозные убеждения, а те, у кого они есть, получают презрение".
Британский офицерский корпус XVIII века не был набожным, а автор "Совета офицерам Британской Армии" ("Advice to the Officers of the British Army", 1782 год) даже рекомендовал капелланам требовать сатисфакции посредством дуэли, если кто-то вмешивается в их амурные притязания или, напротив, оказывает знаки внимания их избранницам. При этом уточнялось, что хоть дуэли и осуждаются христианской религией и прямо запрещены военными законами, это не должно останавливать "людей духовных".