С другой стороны однозначно определить, кто из художников, особенно живших в прошлые времена, когда за гомосексуализм и прочие сексуальные отклонения в большинстве стран существовали различные наказания вплоть до смертной казни, принадлежал к гомосексуалистам, достоверно не всегда возможно.
В гомосексуализме подозревают, например, двух величайших мастеров Возрождения – Леонардо да Винчи и Микеланджело, но этому есть лишь косвенные доказательства.
Что касается Леонардо (1452 – 1519), то утверждают, что:
1. Он никогда не был женат, и нет никаких свидетельств о том, что у него вообще были связи с женщинами;
2. В 1476 году, когда он жил во Флоренции, его дважды обвиняли в гомосексуальных связях, впрочем, доносчик остался анонимным, и делу не дали никакого хода. Возможно, именно из-за этих обвинений Леонардо был вынужден переехать в Милан;
3. Леонардо был очень близок со своим учеником и компаньоном Франческо Мельци и долгое время делил с ним кров;
4. Зигмунд Фрейд, изучив все доступные ему свидетельства о жизни Леонардо, авторитетно заявил, что тот «был определенно гомосексуалистом».
Как можно видеть, ни один из этих фактов не тянет на серьезное доказательство. Похоже, даже при жизни Леонардо, ни власти, ни церковь, которые, в целом, не слишком его жаловали, так и не смогли ни к чему придраться.
Претензии, предъявляемые к Микеланджело (1475 – 1564), в целом, сходны с тем, что говорят о Леонардо: он тоже никогда не был женат и имел довольно тесные связи с учениками. И, кроме того, Микеланджело любил теоретизировать на темы, связанные с высшей формой любовных отношений в ее античном понимании.
Искусствоведы всегда замечали, что Микеланджело не очень охотно изображал женщин как в своих скульптурных, так и в живописных работах. И они всегда получались у него несколько мужеподобными – крупными, крепкими, мускулистыми. Такими, будто бы художник никогда не видел ни одной женщины без одежды, и рисовал их так же, как и мужчин, только приставляя выпуклую грудь, или же вообще, старательно скрывая тело под складками и драпировками тканей. Впрочем, прямых свидетельств и доказательств гомосексуализма Микеланджело пока еще также не найдено.
О сексуальной ориентации Караваджо (1573 – 1610) тоже судят по косвенным признакам. Живя в Риме с 1592 по 1606 год, он пишет довольно много портретов симпатичных мальчиков с музыкальными инструментами в руках, что символизирует любовное влечение, или с фруктами, значащими сексуальную вседозволенность. Эти полотна обозначают гомосексуальные пристрастия и заказчиков Караваджо, в частности кардинала Франческо дель Монте, и, вероятно, самого художника. О кардинале дель Монте, например, сохранились воспоминания современников, где рассказывается о пирах, которые тот часто устраивал, и на которые никогда не приглашали девушек, а только мальчиков, переодетых в женское платье.
300 лет спустя, в двадцатом веке художники стали особенно ценить эксцентричность; скандалы, в том числе и сексуальные, оказались обязательной и органичной частью богемного образа жизни.
Одной из таких скандальных представительниц западной богемы была датская художница Герда Вегенер (в девичестве Готлиб) (1886 – 1940). В общем-то, ее можно считать вполне типичной представительницей западноевропейского модернизма 1910-х-1930-х гг. Ее полотна и графические композиции линеарны и исполнены в приглушенных тонах. В сущности, она вполне вписывается в тогдашний общеевропейский художественный мейнстрим. Необычной для того еще дотолерантного времени была тематика ее работ: композиции на темы лесбийской любви.
Еще одним показательным моментом истории Герды Вегенер было и то, что продолжением ее творчества стала и ее скандальная личная жизнь: ее первый муж, художник Эйнар Вегенер оказался трансвеститом, о чем прекрасно знали в тогдашних европейских художественных кругах. Он любил появляться в обществе одетый в женские платья и представлялся сестрой своей жены Лили Эльбе. В конце концов, Эйнар решился на первую в истории операцию по смене пола, которую и провели ему в Германии в 1930 году.
Когда об этом факте уведомили короля Дании (как всегда нашлись доброжелатели), то он поспешил расторгнуть этот, казавшийся в то время противоестественным, брак.
Трудно сказать, какова была истинная природа отношений Герды и Эйнара, поскольку всего спустя год после развода и смерти Эйнара, которая последовала вскоре после этого, художница вышла замуж за итальянского офицера Нандо Порта и уехала с ним в Марокко. Брак продлился пять лет, после чего Герда вернулась в Данию. Любопытно, что причиной развода послужили вполне обычные бытовые проблемы: второй муж Герды пил и тратил ее сбережения.
Несмотря на явный налет некоей физиологической противоестественности, история жизни Герды Вегенер представляется скорее своеобразным художественным явлением, а вовсе не одной из первых попыток практически устроить в реальной жизни реальный однополый брак.
Открытым гомосексуалистом был и один из ярких представителей английского модернизма и экспрессионизма, Фрэнсис Бэкон (1909 – 1992), который никогда особо не скрывал свои сексуальные пристрастия и даже создал несколько картин на подобные темы.
В наше время, когда во всех странах Запада отменены законы, которые относили гомосексуализм к преступлениям, и эта форма отношения приобрела статус нормы, никого больше не шокируют откровения публичных людей, в том числе и художников, о своей сексуальной жизни.
Вероятно, сексуальная ориентация влияет на творчество художников ровно в той степени, в которой на творчество человека влияет его личность. С другой стороны нельзя сказать с искусствоведческой точки зрения, что существует некое отдельное искусство гомосексуалистов.
Вообще, среди художников, как и среди всех остальных людей, попадаются бабники и аскеты, извращенцы и садомазохисты, а также примерные супруги и граждане с активной жизненной позицией. Как и среди всех остальных людей.