Германо-скандинавская история вообще богата на правителей-романтиков, готовых бросать свои страны в горнило разрушительных войн ради мечты о воплощении своих представлений об идеальном мире. Таким был Карл XII, лично бросавшийся с обнаженной шпагой на вражеский строй подобно древним скандинавских конунгам. Таким был Густав III, для которого и мир, и война и жизнь как таковая была одним бесконечным театральным представлением. Таким политиком-романтиком был Адольф Гитлер, стремившийся оживить древние готические сказания о рыцарях и драконах и весь свой Третий Рейх построивший на канонах германского романтизма.
При Густаве III шведская культура получила мощнейший импульс развития. Открывались новые театры, творили литераторы и художники, был даже задана новая мода в одежде, впитавшая культурные элементы времен Густава I, чьим духовным наследником считал себя король. Шведская армия того времени - самая стильно одетая армия в Европе. Но главные цели Густава - на ниве политической. Первое и главное - вернуть реальную королевскую власть. Еще с принятия конституции 1720 года ведущую роль в управлении страной играл риксдаг (парламент). Депутаты риксдага и часть государственных элит как огня боялась появления на троне нового Карла XII и всяческими отторгала монархов от управления государством. Очень часто законы принимались даже в обход мнения короля и не подавались ему на подпись. Густав начал свое правление именно со слома старых порядков, чем встревожил Екатерину II. Именно Россия была больше других заинтересована в сохранении парламентского правления в Швеции - так можно было держать страну в ситуации постоянной вражды политических партий (партии так называемых "шляп" и "колпаков", где Петербург делал ставку на последних), не давая ей усилиться и вновь обрести имперские амбиции. Именно в русское посольство ходили за "грантами" шведские "Навальные", проталкивавшие затем выгодные для России (но не для Швеции) инициативы в риксдаге. Когда Густав совершил свой конституционный переворот, оказалось, что военный потенциал страны практически равен нуля - крепости обветшали, морально устаревший флот тихо гнил в гаванях, все было безнадежно отсталым и запущенным. В государственной казне необходимых на модернизацию средств не нашлось, и король начинает сближение с Францией, которая подкармливает Стокгольм субсидиями для возможного противодействия России. Король, между тем, активно переписывается с Екатериной II и даже посещает с визитом Россию.
Отношения между монархами при всей своей показной дружелюбности устанавливаются натянутые. Екатерина активно поддерживает как шведскую оппозицию, так и финских сепаратистов, активно лоббируя идею отделения отпадения Финляндии от Швеции. Густав обо всем это прекрасно осведомлен. Правители состязаются в словесном искусстве и сыплют комплиментами в личной переписке, но Густав уже готовится к войне. В Петербург проскальзывают обрывочные сведения о приготовлениях скандинавов - там вовсю идет военная реформа, корабельный архитектор Фредрик Чапман строит Густаву новый современный флот. Петербург активизирует работу своей разведки - в 1786 году под видом путешественника Финляндию посещает русский генерал, который составляет подробное топографическое описание шведских укреплений. Одновременно с этим из Петербурга следует указание укреплять северные рубежи страны, однако Екатерина до последнего уверена - Густав будет воевать не с ней.
Наконец, в конце июня 1788 года наступая развязка - происходит так называемый инцидент при Пуумала, когда отряд шведских солдат, одетых в русскую форму, нападает на шведскую же пограничную заставу и сжигает две деревни. Полтора столетия спустя этот прием повторит в приграничном Глейвице Адольф Гитлер, давая повод для нападения на Польшу и развязывания Второй мировой войны. В ответ на это шведский корпус переходит границу и атакует русскую крепость Нейшлот, и лишь затем Густав официально разрывает отношения с Россией. Все действия короля буквально пронизаны театральным символизмом. Едва начав войну, он уже наметил дату своей будущей победы и даже начал планировать торжества по ее поводу. Он выехал на театр боевых действий ровно в тот же день, в который когда то Густав II Адольф отправился с походом в терзаемые Тридцатилетней войной германские земли.
Король был пышно одет, а на его поясе красовалась шпага Карла X - еще один артефакт, мистическая сила которого должна была помочь Густаву в его победоносной войне. Он даже взял с собой художника-баталиста, который должен был писать победы королевской армии над русскими. Придворные поэты воспевают короля, а сам он заявляет, что велит разломать в России все памятники кроме монумента Петру I, на котором высекут его победную речь, и это станет апофеозом его торжества и восстановления пошатнувшейся шведской военной мощи. Тем не менее, расчет Густава на блицкриг не оправдался - шведы надолго завязли под Нейшлотом, и хотя победу в летней кампании 1788 года они могли записать в свой актив, общий результат был явно далек от того, на который рассчитывал король, и к осени того же года шведы начинают отходить на свою территорию, основной театр войны перемещается на море. Параллельно войне на полях сражений, Стокгольм и Петербург ведут пропагандистское противостояние. В российской столице дают оперу "Горе-богатырь", в которой Густав предстает в виде Дон Кихота в картонных доспехах, и весь его рыцарский поход заканчивается комично и бесславно. Шведские литераторы по указу короля сочиняют антироссийский памфлет, где Россия представляет с роли мирового агрессора. Никогда со времен Ивана Грозного и Юхана III личные отношения между русским и шведским монархами не были пропитаны такой острой взаимной ненавистью. Результаты войны, окончившейся в 1790 году были неоднозначными для обеих стран - практически по всем вопросам был подтвержден статус-кво, но шведам удалось протолкнуть пункт о невмешательстве России во внутренние дела королевства, что, по сути, ставило крест (или очень осложняло) подрывную деятельность русской дип.миссии в Стокгольме, в то же время амбициозные планы шведского короля потерпели крах, что лишь усилило региональные позиции России.
Но тут случилось то, что примирило короля и императрицу - во Франции произошла революция, и Густав с Екатериной, как безусловные сторонники сильной монархии, не могли не воспринять это как личную угрозу. Между ними снова налаживается переписка, становящаяся все дружелюбнее, а неугомонный Густав уже планирует новый героический поход. Теперь он будет не просто королем-завоевателем, он метит в спасители Европы. именно он поведет армию в охваченную бунтом Францию и восстановит священный монархический порядок. И Екатерина всячески поддерживает это решение и даже предлагает передать под командование шведского короля воинский корпус для соответствующих целей. Однако русско-шведской миротворческой миссии не суждено было состояться - в марте 1792 года Густав III был убит на маскараде заговорщиками, недовольными его ограничительной политикой в отношении дворянства. Красивая сказка закончилась.