Совсем небольшой, этот дворец был прекрасным убежищем от шумной жизни в Версале, и королева довольно жестко ограничивала количество посетителей. Даже сам король Людовик XVI, который преподнес Трианон в подарок молодой жене, не допускался сюда без ее разрешения.
Странные встречи
Немного сбившись с пути, англичанки вдруг увидели на дороге двух мужчин в длинных плащах и треуголках, оба были при шпагах. Впереди были небольшие домики, и подойдя к одному из них, Элеонор Журден увидела внутри девочку лет 12-13 и с ней женщину. Обе были в старомодных для того времени платьях.
Позже обе англичанки вспоминали, что в те минуты их охватило тревожное, гнетущее чувство.
Следующим на их пути было строение, которое они приняли за Башню Любви – беседку на территории парка. Неподалеку было двое мужчин, которые повернулись к путешественницам с угрожающим видом. Лицо одного из мужчин было отмечено следами оспы. Другой, высокий и красивый, завернутый в черный плащ-накидку, махнул рукой, давая понять, чтобы женщины поворачивали направо. Вскоре Журден и Моберли оказались у маленького домика с закрытыми ставнями. На лужайке перед ним Анни заметила женщину, одетую в зеленое платье и белую шляпу. Женщина рисовала. Из двери соседнего домика вышел мужчина, похожий на слугу. Англичанки, подумав, что нарушили границы частных владений, хотели было принести свои извинения, но мужчина-слуга не говоря ни слова провел их к Трианону.
Свита покойной королевы?
Путешествие окончилось, учительницы вернулись в Англию, и лишь несколько месяцев спустя обсудили свои впечатления от того дня в Версальском парке. Поводом стал портрет Марии-Антуанетты, который попался на глаза Анни. Женщина поняла, что покойная королева чрезвычайно напоминала ей встреченную на лужайке рисовальщицу.
Покопавшись в книгах, Моберли и Журден выяснили, что одежда встреченных ими мужчин была похожа на ту, что носили в XVIII веке швейцарские гвардейцы, служившие королевской семье. А мужчина с отметинами от оспы был опознан по портрету как граф де Водрей.
Книга о призраках
Англичанки пришли к выводу, что каким-то мистическим образом они оказались в воспоминаниях королевы Марии-Антуанетты. Через десять лет Моберли и Журден выпустили книжку под названием «Приключение», указав вместо своих настоящих имен псевдонимы – Элизабет Морисон и Фрэнсис Ламонт.
Книга стала объектом внимания в том числе и ученых. Существенный вес написанному придавал довольно высокий статус авторов, которые не были заинтересованы в шумихе вокруг своих имен и в какой-то степени даже рисковали репутацией, публикуя эти воспоминания.
И пусть рассказ о призраках из прошлого и заслуживает некоторого скептицизма, все же нельзя не признать: если бы призрак казненной королевы где-то появлялся, то только здесь, в ее любимом Малом Трианоне