Понятие «коммуна» появилось в Средние века в Западной Европе — так называли стихийно возникавшие на перекрестках дорог города ремесленников. Главным их отличием от других поселений того времени было самоуправление и фактическая независимость от феодалов, на землях которых они располагались.
Гораздо позже, в конце XVIII века, сложилось современное понятие коммуны. Цели и формы организации коммун могут быть самыми разнообразными, и несмотря на то, что социологи уже давно пытаются создать классификацию коммун по тем или иным признакам, жизнь всякий раз оказывается богаче.
2000 лет назад: первые христиане
Если же посмотреть на феномен коммун в историческом аспекте, придется признать, что как явление они существуют не менее 2000 лет, поскольку первые общины христиан были де-факто именно коммунами в самом прямом смысле этого слова. Полностью соответствовали этому понятию первые монастыри и небольшие секты, стихийно возникавшие вокруг проповедников-харизматиков.
Особенно много таких коммун-сект было на рубеже I и II тысячелетий н. э, когда фанатично верующие христиане отказывались от всего мирского в ожидании Второго пришествия Христа. Католическая церковь преследовала их как еретиков, но полностью контролировать раздираемую постоянными войнами Европу в то время было практически невозможно и коммуны сектантов регулярно появлялись то тут, то там.
XVI век: религиозные фанатики
Следующий всплеск стихийного появления коммун связан с Реформацией и началом религиозных войн в Западной Европе. На фоне бедствий и смятения в умах коммуны этого времени больше походил на тоталитарные секты и, как правило, быстро распадались.
Печально известная Мюнстерская коммуна просуществовала полтора года (февраль 1534 — июль 1535 года). В захваченном анабаптистами городе Мюнстере попытка «немедленного построения царства божия на земле» привела к установлению жесткого теократического режима и сопровождалась погромами монастырей, убийствами, обобществлением всего имущества, отменой денежного обращения, уравнительным распределением еды, одежды и других предметов потребления, введением многоженства и пр. В конце концов голод и эпидемия ослабили защиту коммуны, и 24 июня 1535 года город был взят католическо-протестантскими войсками. Многие адепты были казнены. Руководители Иоанн Лейденский и Бернд Книппердоллинг были обезглавлены, а их тела помещены в клетках на башне церкви.
XVII век: староверы и переселенцы
Примерно в XVII веке появляются сначала коммуны, а затем общины староверов в России. Раскольники, не принявшие реформ Никона, семьями и целыми селами бросали дома и уходили в глухие места, где начинали новую жизнь на голом месте. Тяжелые условия диктовали форму выживания — общий дом-скит, общая еда и пр. Во времена Алексея Михайловича (1645–1676) в места этих поселений отправляли карательные экспедиции, но некоторым староверам удавалось уйти от преследований и нормально обустроиться на новом месте. Тогда коммуна превращалась в обычную общину.
В том же XVII веке, когда началось освоение Северной Америки, первые переселенцы были просто вынуждены на какое-то время объединяться в коммуны. Например, пассажиры легендарного парусника Mayflower, основавшие в 1620 году поселение Плимут, первые месяцы фактически жили коммуной: вместе добывали еду, строили форт, церковь и первое жилье. Но обжившись на новом месте, это сообщество естественным образом распалось на жившие в собственных домах семьи, сохранив общинную форму только для решения вопросов управления и защиты от внешних угроз.
В XIX веке в Америке появлялись коммуны социалистов, протестантов, а также коммуна эзотерических христиан и пиетистов «Общество гармонии», считающаяся одной из самых состоятельных в американской истории.
Вторая половина XIX века: феминистки, вегетарианцы и народники
Во второй половине XIX века распространение идей социализма, анархизма, феминизма спровоцировало создание коммун по всему миру. Самыми популярными были коммуны анархистов. В Бразилии, куда после подавления революций 1848 года потянулись эмигранты из Европы, возникла сеть таких объединений, но все они достаточно быстро исчезли.
А вот коммуна бразильских феминисток Noiva do Cordeiro («Невесты Кордейры»), основанная в 1891 году Марией Сеньориньей де Лима существует до сих пор. Вокруг нее вырос городок Белу-Вале. Члены коммуны занимаются сельским хозяйством, им не запрещается иметь мужей и детей, но мужьям и взрослым сыновьям не разрешается жить в Белу-Вале. По данным двухлетней давности, в коммуне было около 600 женщин в возрасте 25–30 лет.
В это же время в Германии сформировалось движение «Реформа жизни», участники которого организовывали коммуны, противопоставлявшие себя «удушливой атмосфере» больших городов. В этих автономных сельских общинах практиковались «естественные формы жизни»: вегетарианство, траволечение, нудизм.
В России идея коммуны как формы совместной жизни единомышленников стала популярна в среде разночинной молодежи, народников и богемы после появления романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». В период «хождения в народ» только в Санкт-Петербурге было около десяти подобных коммун, которые со временем распались из-за «убытия членов» и под давлением бытовых и организационных проблем.
Та же участь постигла и известные коммуны богемы — организованное И.Н. Крамским «общежитие» молодых художников на Васильевском острове и Знаменская коммуна литератора В.А. Слепцова. Но идея оказалась живучей. Многочисленные коммуны богемы появлялись и исчезали вплоть до начала Первой мировой войны.
Вторая половина XX века: вдовы и православные
Практически сразу после Октябрьской революции в России стали появляться первые сельскохозяйственные коммуны, но поскольку идейная подкованность их организаторов, как правило, не была подкреплена деловой хваткой, они быстро исчезали. Да и гражданская война является не лучшим фоном для подобных экспериментов.
Но примеры успешных коммун 20-х годов существуют. Самым интересным из них является коммуна вдов, созданная в 1928 году в Сальском районе Ростовской области. Поначалу в распоряжении женщин было всего четыре лошади, 15 коров и пять верблюдов, зато была земля — 150 га. Через полтора года коммуна вдов стала вполне успешным хозяйством, а поскольку никаких запретов на присутствие мужчин не было, коммуна очень быстро превратилась в обычный колхоз, где еще долгое время руководящие должности занимали женщины.
Одновременно следствием политики советской власти в отношении РПЦ и ее фактического раскола на официальную, катакомбную и зарубежную церкви стало появление православных коммун, отказывавшихся иметь какие-либо отношения с действующей властью. Они старались селиться в сельской глуши, вели натуральное хозяйство и почти не имели собственности.
Одна из таких коммун — «Федоровцы» — до сих пор существует в Воронежской области. Она возникла в 1922 году и, вопреки всем потрясениям, сохраняла образ жизни дореволюционных крестьян и их веру на протяжении трех поколений. Сегодня эта коммуна фактически вымирает — молодежь уходит. Если в 1970 году в общине было около 120 членов, то пять лет назад их осталось менее трех десятков.
Интересно, что в 20-е годы прошлого века отмечен спад коммунарского движения в Европе. Исключением была Германия, где в это время появилось около сотни общин, объединенных политическими и социальными идеями. Большая их часть была организована на принципах коммун. С приходом к власти Гитлера все они исчезли.
60-е годы XX века: хиппи
В 60-е годы ХХ века бурный рост числа коммун был спровоцирован молодежным бунтом против засилья капитала, войны во Вьетнаме и лицемерия старшего поколения. Главными носителями этих идей были хиппи. Больше всего было коммун, идейно связанных с движением хиппи Back to the Land («Назад к земле»). Некоторые из них быстро распадались под давлением обстоятельств, другие существовали по много лет, некоторые сохранились до сих пор.
Настоящим «раем хиппи» называют коммуну «Тейлор Камп», основанную в 1969 году на свободном от «излишеств цивилизации» острове Кауаи (Гавайский архипелаг). В разные периоды там жило до 120 человек. Через восемь лет коммунаров согнали с земли, которая понадобилась для туристического бизнеса, но они до сих пор считают жизнь в коммуне «бесценным опытом» и «лучшим, что было в их жизни».
Самой крупной коммуной хиппи на материковой части США была община «Возрождение» (или «Братство духа»). Она продержалась с 1968 по 1988 год. Еще одна коммуна — «Люди Иисуса», созданная в 1972 году в Чикаго, существует до сих пор.
Ныне существующие: художники и экоактивисты
Новый всплеск интереса к коммуне как шансу на самореализацию в союзе с единомышленниками произошел в 90-е годы.
Снова стали появляться коммуны хиппи. Одной из самых интересных из них является коммуна «Бенефисио» на юге Испании. Она расположена в горах Сьерра-Невада, в 50 км от Гранады. В 1987 году, сразу после пятого фестиваля хиппи «Европейская радуга», организаторы коммуны купили землю на склоне Сьерра-Невада, и теперь там собрался настоящий интернационал: испанцы, американцы, французы немцы и пр.
От 250 до 500 постоянных обитателей живут в домиках, построенных из чего попало. Ниже лагеря расположена автомобильная стоянка. Идейная основа коммуны — эскапизм и изоляционизм, что подразумевает активное уклонение от контактов с техногенной цивилизацией. По этой причине там не жалуют журналистов и запрещены видео- и фотосъемки.
Общины богемы возродились в 90-е в форме арт-коммун. Самая известная из них — «Тахелес», коммуна художников в Берлине. В отличие от коммун богемы XIX века, это не просто общежитие с общей мастерской, а настоящий художественный центр с помещениями для выставок и других мероприятий. «Тахелес» расположен в огромном здании, которое когда-то было главным универмагом еврейского квартала, затем нацистской тюрьмой. В 1990 году, вскоре после падения Берлинской стены, художники самовольно захватили здание, и после коротких препирательств власти смирились и оставили все помещения в распоряжении коммуны.
В последнее время все более популярными становятся экокоммуны, идейной основой которых является здоровый образ жизни и бережное отношение к природе. Правда, большинство таких объединений, именующих себя коммунами, на самом деле являются проектами, получающими стороннее финансирование, но есть и настоящие экокоммуны.
Один из примеров — анархо-сельскохозяйственная коммуна «Новый путь», созданная в начале 90-х на арендованной земле в Ленинградской области. Базовые ценности коммуны: бережное отношение к природе и животным, равные права, коллективный труд и общая собственность, максимальная автономия и независимость от государства, отказ от курения и алкоголя.
Главным долгожителем среди экокоммун является экодеревня Твин-Оукс в штате Вирджиния (США). Она была основана в 1967 году на принципах «ненасилия, равенства и экологии» и существует до сих пор. Сто членов коммуны живут за счет производства гамаков и простой мебели, составления указателей к книгам и приготовления тофу (традиционного блюда азиатской кухни).
История коммун богата и на положительный и на отрицательный опыт, но радикальные и агрессивные идеи создания собственного рая выживают, к счастью, реже.