Луис вырос в роскоши. С детства его окружали красивые вещи, великолепные интерьеры, прекрасно одетые люди. Он был третьим из шести детей Чарльза Тиффани, и тот возлагал на него большие надежды. Семейные деньги позволили Луису получить прекрасное художественное образование. Он много путешествовал, побывал в Англии, Ирландии, Франции, Италии, Испании. В Музее Виктории и Альберта его поразило собрание римского и сирийского стекла – многие годы оно мерцало в его сознании и не давало покоя.
Довелось ему побывать и в странах Северной Африки, и впоследствии он собрал обширную коллекцию исламской утвари и мебели.
Вернувшись в США, на какое-то время Луис посвятил себя живописи и был достаточно успешен, хотя, надо сказать, не обладал собственным стилем и манерой письма.
Он владел техниками масляной и акварельной живописи, освоил пейзажный, бытовой и исторический жанр. Его картины вполне соответствовали «трендам» в живописи тех лет – охристые тона, ориентализм, классическая композиция и академический подход к плановости.
Однако Тиффани никогда не останавливался на достигнутом. Он вовсе не планировал стать посредственным художником – он искал истинную красоту.
Вопреки желанию отца, он заявил, что намерен всецело посвятить себя искусству.
Холст и краски быстро перестали удовлетворять целям Луиса Тиффани. Нужно было что-то другое, что-то необычное, и на помощь пришли воспоминания юности – многоцветное сияние витражей, старинные вазы в музее… Когда-то он поверил в магическую силу стекла – пришло время самому стать волшебником.
Так Луис Комфорт Тиффани освоил искусство витража, а затем открыл собственную компанию, производившую предметы интерьера.
Сначала это были грандиозные религиозные и пейзажные витражи, затем Тиффани, человек общительный и компанейский, привлек к работе других художников, мастеров по мебели, литью и текстилю.
Стекло изготавливали мастера на заводе в Бруклине. Луис проводил там много времени, осуществляя авторский надзор, однако никоим образом не мог повлиять на процесс производства. Его не удовлетворял результат. Окрашенное стекло получалось недостаточно прозрачным, а значит, не давало задуманной Тиффани игры света и цвета. Он хотел, чтобы цвет был изначально присущ стеклянным фрагментам витража.
В поисках ответов он отправился в Нанси, где работала стекольная мастерская художника Эмиля Галле – Тиффани давно восхищался работами французского коллеги. Луиса поразило разнообразие оттенков и фактур стекла, созданного Галле. Эта поездка вдохновила Тиффани на разработку новых материалов.
Он выкупил здания обанкротившегося завода и привлек к работе лучших химиков. Им удалось придумать и запатентовать несколько новых технологий и рецептов цветного стекла, например, многослойное выдувное стекло с примесями металлических солей, со сложной тонировкой и перламутровым блеском.
Новое стекло называлось «фавриль», что означало «ручная работа». В мастерской Тиффани кусочки стекла соединялись с помощью расплавленной медной фольги. Это также было новаторским методом, поскольку ранее витражи соединялись свинцовым прутом.
Роскошные витражи от Тиффани нашли горячий отклик у богатой американской публики, политики, люди искусства и бизнесмены стремились заполучить Тиффани в качестве декоратора. Он работал над интерьерами дома Марка Твена, оформлял гостиные в самом Белом Доме, создал великолепный интерьер собственной загородной резиденции Laurelton Hall.
В числе клиентов Тиффани была и семья русского императора, один из витражей Тиффани хранится сейчас в Эрмитаже. К сожалению, большая часть созданных Тиффани интерьеров сегодня утрачена.
В 1900 году Тиффани был удостоен национального французского ордена Почетного легиона.
Но всемирную славу мастерской Тиффани принесли не потрясающие витражи на библейскую тематику, а… лампы.
Витражные абажуры от Тиффани, переливающиеся множеством оттенков и напоминающие диковинные цветы, теперь являются предметом коллекционирования, а получились они совершенно случайно. Их выплавляли из кусочков стекла, оставшегося после нарезки элементов витражей. Сочетание классической формы абажура с многоцветным узором производит неизгладимое впечатление.
За несколько лет Тиффани добился лидирующего положения на рынке декоративных ламп. В те годы они были доступны представителям среднего класса. Ассортимент ламп был впечатляющим – в каталоге 1906 года покупателям предлагалось выбирать из трех сотен моделей.
Первые абажуры были созданы для керосиновых ламп, но позднее случай свет Тиффани с изобретателем электрической лампочки- Томасом Эдисоном. Вместе они – художник и ученый - выполнили оформление интерьеров театра «Лицеум» в Нью-Йорке.
Тиффани не просто вдохновлялся миром растений - он любил сады, занимался благоустройством оранжерей. Свободное время он проводил за садоводством.
В семейной жизни Луиса Комфорта Тиффани преследовали утраты. Двое его детей умерли в раннем возрасте. Первая жена, Мэри, скончалась после двенадцати лет брака – у них осталось трое детей. Спустя два года он вновь женился - на своей дальней родственнице Луизе, и снова трижды стал отцом. Однако счастье было недолгим, и Тиффани вторично овдовел. Перенеся тяжелую болезнь, он нашел свое счастье в лице ирландской медсестры Сары Хэндл. Тиффани мечтал заключить с ней законный брак, но этого не случилось.
После смерти отца он унаследовал его ювелирное предприятие. В первое десятилетие XX века спрос на витражи резко упал – и это позволило лампам Тиффани побывать в каморках прислуги, ведь господа желали приобретать что-то шокирующе современное. В годы войны многие из ламп были уничтожены из-за ценных бронзовых оснований. Однако в 90-х годах малое число лишь за 3 миллиона долларов.
Луис Комфорт Тиффани дожил до глубоких восьмидесяти пяти лет. Сегодня его именем называют американское ответвление стиля «модерн»,современные дизайнеры стекла стремятся подражать ему, а малочисленные сохранившиеся произведения стоят немыслимых денег.