Со временем из подобных пенитенциарных учреждений выделились благотворительные заведения, которые обеспечивали нуждающихся едой, кровом и работой. Хотя нередко случалось, что условия в работных домах были даже хуже, чем в тюрьмах, что спровоцировало в XIX веке несколько громких скандалов.
Идея создания первых подобных учреждений для борьбы с мелкими воришками стала распространяться в Европе XVI века. Тогда профессиональные нищие и карманники настолько заполонили города, что стали проблемой для обеспечения правопорядка властями. С другой стороны, было в этой идее и гуманистическое зерно: малолетние преступники приговаривались к столь же суровому наказанию, что и взрослые, а помещение в работный дом могло облегчить их участь. Кроме того, в европейских городах развивался промышленный сектор, что привело к появлению большого количества низкоквалифицированной работы. Так появились учреждения, где главными принципами были изоляция и принуждение к труду.
Брайдуэлл
Одним из первых работных заведений стал Брайдуэлл. В 1553 году английский король Эдуард VI передал замок своего отца Лондону для содержания там сирот и женщин, которые «нарушали общественное спокойствие». Власти города получили его в полное владение через три года и разместили в бывшем дворце Генриха VIII тюрьму, больницу и работный дом. Тюрьма была известна тем, что заключение в ней, по словам современников, было «хуже смерти». На тот момент Брайдуэлл все же был частью пенитенциарной системы, а не благотворительным учреждением. Название его стало синонимом полицейских участков и мест содержания под стражей по всей Англии и Ирландии. Большая часть здания была разрушена во время Великого пожара, а в 1855 году тюрьму и вовсе закрыли.
Дисциплинарный дом в Амстердаме
Городскому совету Амстердама приглянулся опыт Байдуэлла и в 1589 году было принято решение о создании в Нидерландах работных домов. Голландцы тщательно подошли к этому вопросу и написали свод правил о том, какие цели должно преследовать подобное учреждение, как содержать заключенных, как все обустроить. Себастьян Эгбертс отмечал, что создание работных домов не потребует особых финансовых затрат, поскольку осужденные будут трудиться сами. Такая система, по его мнению, позволит преступникам не только содержать самих себя, но еще и приносить ощутимую прибыль. Взвесив все плюсы подобной затеи, власти города основали в 1595 году дисциплинарный дом. Его разместили в специально перестроенном для этого монастыре Клариссинок. В отличие от английского аналога туда помещали не только проституток и опасных преступников, но и мелких правонарушителей. Кроме того, дисциплинарный дом сочетал в себе по сути три учреждения: работный дом для дееспособных бедняков, дисциплинарное учреждение для тех, кто не хотел работать добровольно, и дом призрения для нищих, стариков, сирот и детей. При этом он имел разделение на мужской дисциплинарный дом и женский. Вскоре во многих голландских городах стали появляться аналогичные заведения. По сути, происходила постепенная трансформация работного дома как аналога тюрьмы в заведение с более гуманными принципами содержания.
В XVII веке в Англии уже наметились изменения в данном вопросе, хотя положение жителей таких домов все еще продолжало оставаться непростым. Так, нищим в работных домах предоставляли плату за труд при условии обязательного проживания в таком заведении и соблюдения внутренних распорядков. Первый классических работный дом появился в 1652 году в Эксетере. Порядок в таком заведении мало отличался от тюремного. Мужчины, женщины и дети были изолированы друг от друга и жили в разных частях здания. В дом был жесткий режим, кроме того существовала система телесных наказаний, нередко нарушителей даже помещали в карцер или морили голодом. По «закону о бедных», который запретил выплату пособий, в работные дома стали сгонять всех, кто обратился за общественной помощью. Условия содержания в работных домах даже стали причиной громких скандалов в XIX веке.
Так, например, в работном доме в Андовере, графство Хэмпшир, рабочие из-за голода были вынуждены есть кости. В 1845 году по стране поползли слухи, что заключенные этого работного дома были лишены пищи, поэтому они, чтобы выжить, ели кости лошадей, собак и крупного рогатого скота, которые должны были использовать для производства удобрения из костной муки. Слух дошел до местного судьи, который вместе с доктором решил нагрянуть в работный дом для проверки. Оказалось, что хозяин учреждения украл у поставщиков продовольствие и выдавал заключенным еды даже меньше, чем была установленная Комиссией по делам малоимущих минимальная норма. Делом заинтересовался редактор газеты «Таймс» и случай получил широкий общественный резонанс.
На Руси
Впервые проблемой создания подобных заведений в России на законодательном уровне озаботился еще Иван Грозный. До этого забота о нищих и бродягах ложилась на плечи монастырей. Петр I также в регламенте главному магистрату от 1721 года говорит об учреждении смирительных домов для содержания «людей непотребного жития» в постоянной работе. Но реализовываться эта идея началась только в 1775 году с указа Екатерины II о создании работного дома. Поручили это московскому обер-полицмейстеру Архарову. В работный дом должны были помещать молодых «ленивцев», чтобы они добывали себе пропитание работой. Кроме того организация работных домов легла на приказы общественного презрения. Вслед за Москвой подобные учреждения стали появляться и в других городах страны. В 1785 году московский работный дом объединили со смирительным домом для буйных ленивцев, а менее чем через 100 лет на его базе возникла тюрьма «Матросская тишина». А в 1836 году на деньги купца Чижова был приобретен дом напротив Юсуповского дворца, в котором открылся «Юсупов Работный дом». Отношение к работным домам менялось то в сторону усиления, то послабления.
Но кардинально поменялось все после открытия в Кронштадте Дома трудолюбия. Подобные заведения значительно отличались от работных домов. Они были формой благотворительности и помощи беднякам, а не наказания. Незащищенным слоям населения предоставляли оплачиваемую работу и еду, к труду их не принуждали и гарантировали свободное проживание, без тюремного режима. Кроме того, в домах трудолюбия дети не просто рутинно выполняли заказы, но и обучались различным ремеслам, чтобы впоследствии трудоустроиться. Дома трудолюбия по сути стали первой формой социального предпринимательства в России. Постепенно употребление словосочетания «работный дом» для описания трудовой благотворительности вышло из обращения.