Как в разные времена праздновали Рождество
920
просмотров
В середине зимы большинство жителей планеты празднует Рождество. Люди наряжают ёлку, ходят друг к другу в гости, готовят вкусные блюда, дарят подарки, посещают храмы. Но всегда ли так было?

В первые годы христианства главным праздником верующих было не Рождество, а Пасха. Рождение Иисуса не было принято праздновать. Даже в Библии нет точной даты рождения Христа. Первые два столетия христианства существовало сильное противодействие признания дней рождения мучеников и Иисуса в том числе. Святых чествовали в дни их мученической смерти, поэтому ранняя церковь считала эти даты их настоящими «днями рождения».

Впервые 25 декабря назвал днём рождения Иисуса Христа Секст Юлий Африканский в 221 году. Позднее эта дата стала общепризнанной. По самой распространённой версии именно в этот день было обращено в христианство «непокорённое солнце», праздник которого отмечали в Римской империи. После этого 25 декабря стало широко признанной датой рождения Иисуса Христа.

Многие тогда связывали рождение Сына и возрождение солнца. Христианская церковь приняла языческий праздник. До этого ранняя церковь категорически стремилась не признавать языческих верований и обрядов. Согласно другой точке зрения весеннее равноденствие было признано датой создания мира. На четвёртый день был создан свет, и именно в этот день, 25 марта, был зачат Иисус Христос, родившийся через девять месяцев.

Широко Рождество стало отмечаться в IX веке. Празднование проходило в особой литургии. Но и тогда оно ещё не приобрело особой литургической значимости, как страстная Пятница или Пасха. Римско-католическая церковь стала праздновать первую рождественскую мессу в полночь.

Протестантские церкви чаще проводят рождественские службы поздно вечером при свечах 24 декабря. Уроки и колядки переплетаются между собой. Поются Рождественские гимны и отрывки из Священного Писания, в которых рассказывается история спасения от грехопадения в Эдемском саду до пришествия Христа.

Ни один из современных рождественских обычаев не связан с богословскими и литургическими утверждениями. Большинство из них появились совсем недавно. В 1494 году в Европе стали ставить ветви елей в своих домах.

Точной даты, когда начали наряжать рождественскую ель нет. Но до нас дошли некоторые документы, из которых ясно видно, что в Страсбурге ёлки украшали яблоками в 1605 году. А свечи стали использовать для украшения елей в 1611 году. Это сделала впервые силезская герцогиня. Она поместила на рождественский венок четыре зажжённые свечи, обозначающие четыре времени года.

Этот обычай возродили в Северной Америке в XIX веке. Люди стали устанавливать венок с 24-мя свечами до Рождества, но потом их количество уменьшилось до 4-х. Это связано с Адвент-календарём, который создала мюнхенская домохозяйка. Ей надоело каждый раз отвечать на вопросы, когда наступит Рождество. В 1851 году в Германии впервые были напечатаны такие календари. Постепенно стала происходить коммерциализация праздника. Она стёрла литургическое различие между Адвентом и рождественским сезоном. Рождественские ёлки стали устанавливаться в храмах.

К концу XVIII века широко распространилась традиция делать подарки членам семьи. Если рассматривать это с богословской точки зрения, то можно проследить связь с Божьим даром Иисуса человечеству. Приход волхвов в Вифлеем предполагает, что Рождество связано с приношением даров. Впервые дарить подарки на Рождество начали в XV веке. Так Рождество стало ориентироваться на семью, становясь светским праздником. Люди стали ходить друг к другу в гости или отмечать Рождество в кругу семьи.

Но в Англии и Америке стали запрещать его празднование, так как пуритане стали считать, что семейное празднование обесценивает и принижает значение рождения Христа. В XIX веке в Австрии и Германии впервые начали отправлять рождественские открытки с поздравлениями и пожеланиями. В европейских странах подарки стал приносить детям Святой Николай или Санта Клаус.

Это были скромные подарки, состоящие из конфет или других сладостей. Постепенно роль Санта Клауса стала увеличиваться, из епископа он постепенно преобразовался в светского персонажа. В европейских странах и Северной Америке в XVII-XVIII веках подарки стали дарить в ночь с 24 на 25 декабря, а месса проходила вечером 24 декабря. 25 декабря члены семьи торжественно открывали подарки. В некоторых лютеранских и епископальных церквях вовсе перестали проводить церковные службы в этот день.

В Восточном православии Рождество тоже отмечается 25 декабря, но по юлианскому календарю, что соответствует 7 января по григорианскому. В православных церквях Рождество празднуется по-разному. Армения, первая сделавшая христианство государственной религией, использует свой календарь.

Рождество в этой кавказской стране отмечают 6 января. В Эфиопии христианство обосновалось в IV веке. Эфиопская (Абиссинская) православная церковь называется Тевахедо, и она отмечает Рождество 7 января. Очень много православных церквей и в Сирии. Они относятся к Сирийскому православному патриархату Антиохии и всего Востока. Но там Рождество отмечают 25 декабря в церкви Рождества Христова в Вифлееме. Туда приходят сирийские православные. Вместе с Армянской церковью 6 января отмечает Рождество и Коптская православная церковь Александрии.

Распространяясь по всему миру, христианство несло туда и свои традиции. Рождество стали отмечать даже в нехристианских странах. Но праздник в них не превратился в культурный, так как христианского населения там довольно мало, он так и остался религиозным. Но рождественские обычаи в этих странах стали перекликаться с западными традициями. Западный артефакт ёлка прижился и в нехристианских странах.

В Мексике перед Рождеством люди изображают поиски Марии и Иосифа и их места проживания. Дети разбивают пиньяту, заполненную игрушками и сладостями. А в Бразилии Рождество стало ярким летним фестивалем с пикниками, фейерверками, карнавалом и другими развлекательными мероприятиями.

Во время празднования проходит торжественное шествие священников в церковь, где они будут служить полуночную мессу. А в Индии вечнозелёные ели заменили на дерево манго или бамбуковое дерево. Его украшают бумажными звёздами. Но Рождество остаётся христианским праздником. Даже в буддийской и синтоистской Японии в Рождество поют песни, украшают ёлки, дарят подарки, но этот праздник там не носит религиозной направленности.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится