Что очень удивило современных исследователей, в средневековый период было достаточно хорошее освещение. В XIV веке эффективное освещение было доступно не только феодалам, но и беднякам.
Для британских крестьян того времени освещение было обильным, доступным и бесплатным. У них был очень экономичный метод освещения. Они использовали натуральный тростник, которого было достаточно много в дикой природе в большинстве районов Британии. Тростник собирали, как урожай, затем высушивали его, снимая верхний слой. Оставалась только твёрдая сердцевина.
Она и служила элементарным фитилём. Затем сердцевину пропитывали топлёным животным жиром, который тоже был доступен для средневековых крестьян. Животноводством в средневековье занимались низшие классы. Когда жир высыхал, сердцевина становилась легковоспламеняющимся источником света. В средневековом жилище европейского крестьянина было столько источников света, сколько он хотел. Это было легко из-за большого изобилия компонентов, нужных для изготовления таких простых светильников.
Жир в Средневековье использовался не только при изготовлении тростниковых светильников. Он был необходимым ингредиентом для зажигания средневекового света. Жир использовали и при создании средневековых свечей. Обрабатывали коровье, баранье, козье сало.
Его кусочки плавили до жидкого состояния, а потом остужали. При затвердении получалось кремово-белое твёрдое вещество. Из жира крестьяне формировали свечи. Они окунали в расплавленное сало фитиль из шерсти или льна, а затем формировали свечи. После застывания жира на нити, её снова окунали в расплавленную массу. Таким образом поступали несколько раз, пока не была сформирована большая сальная свеча.
Сальные свечи было трудно производить в больших количествах, потому что достаточного количества жира не всегда было под рукой. Для этого нужно было зарезать сразу несколько животных. Поэтому жилища чаще освещались тростниковыми палочками или естественным потоком света от очага. Изготовление сальных свечей было очень затратным процессом, из-за забоя скота.
Также сальные свечи выделяли очень специфический неприятный запах. При сгорании от них образовывалось большое количество дыма и копоти, которой покрывались близлежащие предметы, стены, потолки, драпировки и так далее. Всё вокруг становилось чёрным. И всё же, сальные свечи были невероятно полезным осветительным прибором в мире, где не было электричества и керосина. Сальная свеча горела ярче и дольше, чем тростниковая.
Что касается высшего европейского общества XIV века, то там тоже находились свечи. Но они не были дурно пахнущими и дымящими версиями крестьянских сальных свечей. Знатные люди имели доступ к пчелиному воску. Это был более чистый и эффективный материал для изготовления свечей, но он был и более дорогим. Пчелиный воск был самым ярким горящим материалом Средневековья. Он служил дольше, чем сало и давал более яркий свет. Это было важно для роскошных домов. Такие свечи меньше коптили и не портили интерьер.
Также восковые свечи были очень популярны среди священников. Для них они являлись единственной формой освещения, которую разрешала церковь. Духовенство не хотело видеть облик Христа чёрным от копоти от пылающей плоти животных. Свечи из пчелиного воска были яркие и приятные. Их приравнивали к святости, поэтому такие свечи использовались в храмах. Духовенство считало, что пчелиный воск – это природный материал, который производят только рабочие пчёлы, а они, как известно, не спариваются с маткой. По этой причине в средневековых монастырях содержали пчёл.
Свечи из пчелиного воска были довольно дорогой роскошью, которой пользовалась знать и духовенство. Но они и не были редкостью для большинства населения средневековой Британии. Их изготавливали разными методами, имевшими различия в качестве и эффективности. Создание освещения в Средневековье было простым процессом, легко доступным для населения с применением простых ингредиентов.
Помимо свечей в период с IX по XVI век освещение жилищ происходило не только от свечей. Свет исходил от каминов, факелов, фонарей. Фонари изготавливали из дерева, обмотанного пропитанными жиром тряпками. Их вставляли в металлические кронштейны. Также в фонари вставляли свечи в металлической оправе. Но это уже было в более позднем Средневековье. В замках и дворцах свечи устанавливались на специальных металлических конструкциях, которые поднимались на цепях к потолку.
Ещё в поздние средние века существовали масляные лампы, которые устанавливали на столешницах. Они были очень простыми в конструкции у бедняков, а в богатых домах имели сложные геральдические украшения. В средневековой Европе существовали и настенные бра, направленные вверх. Люстры и подсвечники ковали из железа.
Освещали дома в Средневековье специальными масляными светильниками, которые изобрели ещё в греко-римскую эпоху. Они были широко распространены в Восточной Европе, например, Болгарии, России, Волжской Булгарии. Изготавливали сосуды из керамики, а вовнутрь наливали масло, которое горело, давая свет.
Крестьянские дома в Восточной Европе освещали лучиной (тонкими длинными щепочками), которые вставлялись в лучинодержатель и поджигались с одного конца. Под горящим концом устанавливалась специальная ёмкость с водой, чтобы туда падали кусочки горящих угольков. Это делалось во избежание пожара. Лучину приходилось специально строгать. Свечи в Восточной Европе, как и в Западной, тоже были широко распространены.
Кроме жилищ в Средневековье начали освещать и улицы. Первое уличное освещение появилось в Париже в XVI веке. На городских улицах стали устанавливаться фонари, служащие навигационными огнями. Фонари крепили на тросах над улицами или прикрепляли к стенам домов. Их зажигали специальные люди – фонарщики, которыми работали в основном мальчишки-подростки.