Но стоит отметить, что на картинах Кустодиева чаще всего встречаются представители очень конкретных социальных групп – купцы и состоятельные мещане, своего рода городской средний класс. Но ведь веселиться умели и в деревнях. И вот таким певцом зимних деревенских праздников оказался Федот Сычков.
Надо признать, что его имя не так уж и известно в нашей стране, вероятно потому, что большую часть своей жизни он провел в провинции (он – звезда Мордовии и Пензенской области), но в его картинах есть совершенно особенная привлекательность и жизнерадостность, невероятный оптимизм, который вообще-то является довольно редким качеством у русских художников.
Федот Васильевич Сычков родился 1 марта 1870 года в селе Кочелаево. Семья была крестьянской, бедной, мальчик рано остался без отца, так что начало его жизненного пути по большому счету ничего хорошего не сулило. Как утверждают его биографы, в детстве Федот «познал много горя и обид». Но в деревне была земская трехклассная школа, и, похоже, что всеми своими будущими успехами Федот был обязан тому, кто в этой школе преподавал, а точнее, учителю П.Е.Дюмаеву. Именно в школе заметили его способности к рисованию, учитель давал ему индивидуальные уроки (совершенно бесплатно, между прочим, ведь платить Федоту все равно было бы нечем). А затем с работы в местной иконописной мастерской начался его довольно извилистый путь в профессию, который привел его сначала в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге, а затем в Высшее художественное училище при Академии художеств. До революции художник успел побывать за границей (после того, как получил премию Архипа Куинджи за картину «Мяльщицы льна»), много и плодотворно работал в Петербурге.
Но, судя по всему, Сычков всегда тяготел к деревенской жизни, и уже став признанным мастером, он всегда возвращался в родное Кочелаево, подолгу жил там и работал, писал местных жителей, их трудовые будни, их праздники, их развлечения, и в конце концов, обосновался в Саранске. В этом, конечно, нет ничего удивительного для рожденного крестьянином на границе Мордовии и Пензенской губернии. Удивительно другое. Детские годы для художника были отнюдь не самыми счастливыми, но для его деревенских картинн характерна совершенно беззаботная атмосфера и позитивное, как мы говорим сейчас, настроение и мировосприятие. Достаточно просто посмотреть на названия его картин: «Зимние забавы», «Свободное время», «Частушки», «Катание с гор»…
В деревне Федота Сычкова нет старых, больных и нечастных, а население составляют крепкие краснощёкие детишки, здоровые и пышные молодухи, веселые чубатые парни. У них есть гармошки и санки, они умеют радоваться самым непритязательным развлечениям.Очень живописны и костюмы деревенских жителей с элементами национального мордовского костюма: яркие бусы, шали с узорами, разноцветные юбки девушек и шарфы парней. Контраст между белым снегом и веселой яркой толпой создает дополнительное ощущение праздника.
Любопытно, что чаще всего Сычков не уточняет, какой именно праздник отмечают его герои, веселые зимние забавы его односельчан могли происходить и на Святки, и на Масленицу. А на картинах, написанных после революции, деревенские жители могли уже праздновать и 8 марта, и 23 февраля.
Федот Сычков совершенно потрясающе умел передавать движение.Например, в картине «Пляска» (1910) круговое движение деревенского хоровода подчеркивается не только жестами участников танца, но и летящей одеждой пляшущих героев. Похоже, что именно в таком стихийномдвижении художник видел самую сущность радости и праздника. Вообще-то сам он считал своим главным учителем Илью Репина, но в его полотнах можно найти явные параллели со знаменитым «Вихрем» Филиппа Малявина и с деревенскими красотками, которых любил писать Абрам Архипов.
Федот Сычков довольно благополучно перенес переход от дореволюционной к советской России. Его козырями были крестьянское происхождение и деревенская тематика большей части картин.Сычков быстро заявил о своей лояльности новой власти, создав полотно «В. И. Ленин освобождает из тюрьмы угнетённых пролетариев всего мира» (кстати, этот шедевр мне найти не удалось даже в Великом и Ужасном Интернете), а затем вернулся к своим деревенским праздникам, к портретам симпатичных деревенских девушек и детишек и к пейзажам в окрестностях родного Кочелаева.
Картины Федота Сычковавсегда воспринимались благосклонно властями и общественностью, поскольку внешне не выходили за рамки традиционного реализма, который легко можно обозначить и как социалистический. Но при всей реалистичности художественного языка, в работах все-таки можно увидеть не реальную мордовскую деревню соответствующего исторического периода, а некий идеализированный утопический счастливый мир, который существовал исключительно в воображении художника.