В Российской империи всё, что было связано с праздниками, имело прямое отношение одновременно и к государству, и к православной церкви. И это совсем не удивительно: Россия XVIII–XIX веков была типичной европейской страной. Всё общество и вся государственная машина выстраивались вокруг армии.
Наиболее яркий пример такого милитаристского устройства — Пруссия. Там традиция празднования военных дат и юбилеев была, пожалуй, ещё более распространена, чем в России.
Викториальные дни при Петре Великом
Военные праздники в России делились на несколько групп. Во-первых, викториальные дни — даты наиболее значимых побед русского оружия.
Традиция началась с Петра Великого. Император приказал праздновать 11 октября взятие крепости Нотебург в 1702 г., ставшее первой крупной победой в Северной войне. 9 августа — взятие в 1704 г. Нарвы, ключевого рубежа обороны шведов в Прибалтике. 28 сентября — победу при Лесной в 1708 г., когда русская армия разбила корпус генерала Левенгаупта, шедший на соединение с армией Карла XII. И, наконец, 27 июня — триумф России под Полтавой в 1709.
Последние петровские викториальные дни напоминали о морских сражениях России. 27 июля — битва у мыса Гангут в 1714 г. и у острова Гренгам в 1720 г. Гангут стал первой победой русского военного флота, а бой при Гренграме утвердил его господство на Балтике.
Забавно, что шведы считают Гренграмское сражение поражением России. Свои потери они оценивают, как относительно небольшие, а временное прекращение набегов русских десантов на шведское побережье — очень хорошим итогом боя.
Дни новых побед
Выбор праздников Петром не случаен. Россия получила статус великой европейской державы во многом именно по результатам Северной войны.
Новые викториальные дни появились несколько десятилетий спустя, когда итоги Семилетней войны окончательно закрепили статус Российской империи. В стране ежегодно стали отмечать победу при Гросс-Егерсдорфе 19 августа 1757 г. В этой баталии армия фельдмаршала Апраксина разбила пруссов, разрушив миф о непобедимости их армии.
При императрице Екатерине Великой завоевания продолжились, и появились новые военные праздники.
24 июня — день блестящей морской победы над турецким флотом при Чесме в 1770 г.; 10 июля 1774 г. — заключение Кучук-Кайнарджийского мира, завершившего победную войну с Османской империей (в результате Россия окончательно утвердилась на Чёрном море и впоследствии в 1783 г. присоединила Крым).
Эти даты отмечали до 1862 года, а после за давностью времени упразднили, оставив только день Полтавского сражения.
Полковые праздники
Наряду с викториальными днями были и полковые. В России привычные для советской армии даты в честь родов войск не отмечали, зато отмечали дни каждого из полков. Их обычно утверждали по случаю престольного праздника полковой церкви, и потому они были связаны с днями памяти русских святых.
Празднование всегда проходило масштабно, особенно в гвардии. Оно включало особый церемониал церковного парада, который совмещал молитву и торжественный марш. Причём на таком параде кавалерийские части проходили в пешем строю. Затем следовал торжественный молебен в полковом храме.
Военнослужащие другого вероисповедания могли не молиться и не входить в церковь, при этом в парадном марше они участвовали в обязательном порядке.
Неофициальная часть праздника
После молебна организовывали торжественный обед для солдат. Затем нижних чинов отпускали в увольнение или устраивали для них ярмарочные развлечения. Это были увеселения в духе народных гуляний: перетягивание каната, лазание на столб, бег на ходулях.
Порой офицеры объявляли подписку на подарки для солдат в память о дне полка. Они собирались на торжественный ужин в полковом офицерском собрании — если часть была достаточно богата, чтобы его содержать — или в офицерском собрании гарнизона.
Место банкета богато украшали флагами и гирляндами, полковой и военной символикой, вензелями императора-основателя и полковых шефов. На торжество часто съезжались и офицеры — ветераны части.
К круглым датам заказывали особые памятные сувениры. Например, огромный серебряный кубок или ювелирный знак для ношения на форме. Традиции наглядно показывали важность исторической преемственности.
В память о боях и походах
Дни крупных баталий отмечали в полках, принимавших в них участие. Особенно любили даты сражений войны 1812 года и заграничного похода. Это время считалось самой славной эпохой русской императорской армии.
Торжества обычно начинались с приёма с участием командира, а порой и шефа полка. А завершались обедом в офицерском собрании.
Интересно, что часть викториальных дней XVIII века восстановили в качестве военных праздников уже в наши дни, в 1995 году. Ныне мы празднуем 17 Дней воинской славы. К прежним добавились даты в честь крупнейших побед в Великой Отечественной и победы глубокой древности: Ледовое побоище и Куликовская битва.
Также в число праздничных попали довольно парадоксальные даты. Например, день проведения парада 7 ноября 1941 года. Это праздник в честь праздника, который состоялся в честь другого праздника. Или День защитника Отечества, по недоразумению связанный с бегством красных отрядов от наступающей немецкой армии зимой 1918 года.
Характерная для нашей эпохи идеологическая эклектика и непонимание логики различных этапов истории нашли своё отражение и в современных военных праздниках.