Сердечко для пилигрима
Начало истории сувениров уходит в далекое прошлое человечества и относится ко времени, когда люди освоили первые способы передвижения по суше и морю. Отправной точкой традиции массового производства сувенирной продукции для путешественников можно считать Средневековье, когда индустрии туризма в современном его понимании еще не существовало, зато процветала практика паломничества к знаковым христианским святыням. Маршруты пилигримов изрезали не только Землю Обетованную, но и Европу, и Туманный Альбион. Паломники, совершавшие длительные переходы от одного благодатного места к другому, старались забрать с собой домой «кусочек святыни», например камушек от монастырской стены. К концу XII века церковным иерархам стало понятно, что необходимо найти другой способ удовлетворить жажду верующих к материальным артефактам во время религиозных странствий. Так началось масштабное производство причудливо украшенных металлических ампул самых разнообразных форм, в которых можно было переносить святую воду. Чуть позже появились маленькие оловянные значки или бейджи с изображением святых, их символов и священных мест.
Пилигримы крепили ампулы и значки к одежде, шляпам или подвешивали на нитке вокруг шеи, порой собирая из них целые колье. Работали они как бейджи на Foursquare — чем больше их на паломнике, тем больше мест он посетил, и всем окружающим это понятно без слов
Оловянное сердечко или крестик можно было предъявить как вещественное и неоспоримое доказательство права называться пилигримом, ведь сделать селфи с нужным тэгом в те далекие времена было невозможно. Но, пожалуй, самая важная функция значков — защита и исцеление верующего. В представлении магически мыслящего средневекового христианина предмет, соприкоснувшийся с чудотворными мощами, перенимал волшебные свойства святыни и становился идеальным амулетом. Продажа подобных изделий приносила дополнительный доход священным обителям, давала возможность подзаработать местным ремесленникам, а также была частью пиар-компаний религиозных центров — паломник с сувенирным значком становился ходячей рекламой.
Существовали как недорогие значки, грубо сделанные и недолговечные, но доступные каждому, так и весьма искусные примеры мастерства средневековых ювелиров, например те, что изготавливали для паломников Кентерберийского собора. Собор в английском городе Кентербери был одним из самых популярных центров паломничества — там находятся чудотворные мощи убитого в XII веке Томаса Беккета, канцлера первого Плантагенета Генриха II, архиепископа Кентерберийского и ключевой фигуры английской средневековой истории. Лондонские паломники особенно любили Кентерберийский собор — во-первых, потому что Беккет родился в Лондоне, а во-вторых, потому что добраться до святыни можно было всего за четыре дня. Наверное, поэтому большинство найденных в английской столице значков именно из Кентербери. Одним из самых распространенных был бейдж в виде меча, которым был убит архиепископ. (Кстати, сердечко, которое сейчас присутствует на каждой валентинке или романтической безделушке, в средневековой Европе являлось символом Девы Марии и частенько встречалось на значках паломников.)
Масштабы производства бейджей в XIV–XV веках, в эпоху расцвета этого ремесла, поражают: если верить письменным источникам, самые популярные святые монастыри производили около 100 000 сувенирных значков в год. Через столетие паломничество постепенно сойдет на нет — многовековую христианскую традицию объявят предрассудком и идолопоклонничеством.
Римские каникулы
Набожная средневековая Европа, пройдя через жернова религиозных войн и Реформации, постепенно становилась Европой просвещенной. Молодые английские, немецкие и голландские аристократы, получив университетское образование, отправлялись в Италию и Францию для знакомства с местами, где зарождалась европейская культура. Это явление получило название Гран-тур (Grand Tour — «большое путешествие», фр.). Традиция таких образовательно-развлекательных туров для представителей высшего класса зародилась в середине XVII века и существовала вплоть до массового строительства железных дорог. Гран-тур можно назвать паломничеством эпохи Просвещения, тем более что маршрут был примерно таким же, как у пилигримов, но место религиозных святынь заняли святыни культурные.
Римские каникулы английских джентльменов были важны не только из-за возможности увидеть произведения искусства и услышать музыку, недоступную дома, но и благодаря бесценному жизненному опыту, который нереально было получить в стенах альма-матер. В своих путевых заметках, изданных в 1670 году, пионер Гран-тура Ричард Лэссел отмечал, что необходимость общаться с людьми, с которыми до этого не доводилось общаться, перемещаться на лошадях в любое время дня и ночи, довольствоваться любой пищей и напитками являлись главным испытанием и одновременно уроком для молодых людей. Финансовое положение позволяло им путешествовать в сопровождении наставников и слуг в течение нескольких лет, попутно навещать родственников и попадать в любовные приключения.
Знакомство с классической архитектурой, живописью, скульптурой и философией сопровождалось покупкой предметов искусства — одних ярких рассказов в доказательство европейской поездки было недостаточно. В качестве сувениров привозили мраморные, бронзовые или алебастровые скульптуры знаменитых памятников, таких как храм Весты, Колизей или Римский форум. Занимая свое место в домашних интерьерах английских джентльменов, эти сувенирные копии не только сохраняли память о поездке для своих хозяев, но и формировали будущий туристический опыт их друзей и знакомых. Кстати, русский император Павел I, будучи еще наследником, совершил масштабное европейское путешествие вместе со своей молодой женой. Под именем графа Северного Павел посетил в числе прочих городов Рим и настолько вдохновился изяществом классической базилики Святого Петра, что по возвращении в Петербург приказал построить на Невском проспекте новый собор, напоминающий ватиканский шедевр. Поэтому Казанский собор можно по праву считать «сувениром» из Гран-тура. Кроме того, царственные супруги привезли с собой в Россию коллекцию архитектурных чертежей, живописи и скульптуры, которая сейчас представлена в музеях-заповедниках «Гатчине» и «Павловске».
Гран-тур заложил фундамент для развития туристической индустрии — именно в десятилетия расцвета просвещенного туризма появились многочисленные описания достопримечательностей, путеводители, альбомы рисунков, карты и, конечно же, изумительные сувениры, ставшие в настоящее время предметом коллекционирования.
Хороша ложка из путешествия
До изобретения железных дорог и парового двигателя путешествия были трудными и дорогостоящими. Массовый туризм, познавательные экскурсии и поездки без религиозных или же образовательных целей — детища XIX века. Тогда Гран-тур, ранее доступный только представителям североевропейского дворянства, стал достоянием нарождающейся буржуазии и менее состоятельных путешественников.
Считается, что у экскурсионного туризма в современном его понимании был отец-основатель — Томас Кук. Этот предприимчивый англичанин организовал в 30-х годах XIX века первые массовые поездки по железной дороге с целью экскурсионной прогулки, а в 1841 году открыл первое туристическое агентство Thomas Cook Group, ставшее известным во всем мире.
Получившие доступ к путешествиям небогатые слои населения не могли позволить себе привозить в качестве сувенира классические произведения искусства, поэтому расцвело производство разнообразных памятных безделушек. Фарфоровые кружки и чайники с гербами богатых достопримечательностями городов, стаканы с красивейшими видами и статуэтки — то же самое мы привозим из путешествий и сейчас. Однако только одному сувениру было суждено стать по-настоящему культовым предметом для путешественников девятнадцатого столетия. Речь идет о сувенирной ложке.
В Европе традиция массового производства сувенирных ложечек появилась после Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году. Однако особую популярность незамысловатый столовый прибор, ставший универсальной формой фиксации информации о памятных событиях и местах, получил в Америке. В Соединенные Штаты сувенирные ложки привезли туристы, вернувшиеся из европейского путешествия. Первая же американская памятная ложка была выпущена в 1889 году фирмой Galt & Bros в городе Вашингтон в честь столетия избрания Джорджа Вашингтона президентом США. Через год ювелир Сэт Л. Лоу привез из поездки по Германии набор необычных ложек и создал для своего отца знаменитую Salem Witch Spoon — серебряную ложечку с изображением летящей на метле ведьмы и названием города Салем. Один из первых городов Новой Англии, Салем был известен пуританскими нравами своих жителей. В конце XVII века горожане развязали крупномасштабную охоту на ведьм, которая растянулась на полтора столетия.
К концу XIX века ведьма из главной городской мишени превратилась в туристический бренд, особенно ярко воплотившийся в ложке
Ювелир опубликовал рекламу своего творения, изготовленного в трех размерах, в газете Saturday Evening Post, и неожиданно салемская ложка стала хитом продаж. Лоу понял, что надо брать быка за рога, и придумал еще несколько принтов колдовской тематики: с молодой луной, кошкой, веревкой и собственно ведьмой в различных вариациях. Затем дизайнер, неожиданно ставший трендсеттером в мире коллекционирования, зарегистрировал торговую марку Witch (ведьма) и издал десятистраничный каталог своей продукции, распространившийся многотысячным тиражом. Это стало началом американской сувенирной лихорадки.
Золотой век сувенирной ложки в США пришелся на время проведения Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году. Для этого события было произведено огромное количество памятных столовых приборов с изображением выставочных павильонов и портретами главных действующих лиц. Выставку посетило 27 млн человек, и почти каждый унес с собой сувенир.
Американские газеты пестрели заголовками о захлестнувшем континент «сумасшествии сувенирных ложек», мания коллекционирования не обошла ни один город от Западного до Восточного побережья. Сувенирные ложки выпускались в каждом мало-мальски привлекательном населенном пункте и по популярности среди собирателей могли соперничать разве что с открытками. Однако с началом Первой мировой войны увлечение постепенно сошло на нет, после нее и вовсе исчезло. Сувенирные ложки производят по всему миру до сих пор, но былого успеха достигнуть им уже не суждено.