Начнем с английской карты 1914 года, озаглавленной «Убить орла». Ситуация начала Первой Мировой показана здесь в виде попытки погубить гордого германского чёрного орла. На птичку одновременно и решительно навалились воплощение Франции (Марианна с винтовкой и штыком), аллегория Англии (Джон Буль со шпагой и военными кораблями) и русский медведь, за которым в атаку несутся казаки с пиками. В это время дела у Германии и Австро-Венгрии явно плохи, хотя немцы всячески подталкивают турок вступить в войну.
Британская карта 1914 года подписана строками из английского народного стишка: «Гав-гав, ай-я-яй. Слышен там собачий лай»! Здесь положение дел в Европе представлено как собачья драка. Две таксы — Германия и Австрия — задирают французского пуделя и английского бульдога, а император Николай II в это время готовится наехать на немцев «русским паровым катком», как часто называли русскую армию союзники по Антанте. Британский моряк в это время направляет на морские границы Германии множество боевых кораблей.
А вот пример немецкой пропаганды. С точки зрения немцев в 1914 году политическая ситуация выглядела так: Германия вынуждена обороняться от агрессии с двух сторон. Её поддерживает Австро-Венгрия, на земли которой разевает пасть ужасное русское чудовище с плеткой в одной руке и бутылкой водки в другой. Турки в это время осторожно тыкают Россию саблей в районе Крыма.
Другая немецкая картинка этого же времени рисует предполагаемые успехи стран Тройственного союза. Немецкий солдат бьёт француза штыком прямо в зад, тот летит вверх тормашками, а австрийцы, венгры и поляки храбро атакуют напуганного русского гиганта, который от страха даже выронил плётку. На озадаченного шотландца, олицетворяющего Британию, уже летит немецкий Цепеллин. Итальянцы держат в руках оружие (немцы очень рассчитывали на вступление в войну Италии). Турки здесь нерешительны и пока что не вступают в бой.
И ещё один образец немецкой военной пропаганды. Здесь уже главным противником представлена Россия, изображённая в виде огромной пасти, пытающайся проглотить всю Европу. Её удерживают германские и австрийские штыки. Во Франции царит хаос, и всё настолько смешалось, что противникам достаточно удара немецким сапогом. Британцы озадаченно наблюдают за этим конфликтом со своего острова.
Английскую карту с «русским паровым катком» в начале 1915 года перерисовали итальянцы, которые как раз решили поддержать союз Британии, Франции и России. Здесь мы видим, как итальянский берсальер атакует собачку в австрийском кивере, уже почти раздавленную русским катком под управлением белого медведя, а в драку галльского петуха и немецкой таксы мощным ударом, прямо по германской каске, вмешивается английский моряк.
В 1915 году относительно успешное наступление в России привело Германию к надежде быстро выиграть войну. Именно это и отражено на карте. Строй немецко-австрийских солдат наносит удар русскому мужику (в кармане обязательная бутылка). На Западном фронте немцы останавливают французов, которые идут в бой на деревянной лошадке, подталкиваемые англичанами. Турок вручает немецкому флоту ключи от проливов Босфор и Дарданеллы, что описывает ситуацию с вступлением Османской империи в войну и вхождением в проливы крейсеров «Гебен» и «Бреслау».
И опять немецкая карта 1915 года. Здесь меньше аллегорий и больше прямой демонстрации успехов. Германия с Австрией выталкивают русского из Польши и Галиции, обозначая результаты летнего наступления 1915 года. Во Франции игрушечный конь, на котором галлы когда-то выехали на войну, уже сломан, и Марианна готовит для своих солдат костыли. Австрийцы прикладом наносят удар Италии, которая как раз вступила в войну, но не на стороне старых союзников Германии и Австрии, а поддержав Антанту. Турки же останавливают англичан и французов в Галлиполийском сражении.
В России в 1915 году видели ситуацию совсем иначе. Немецкое наступление было быстро остановлено, не принеся противнику серьёзных результатов, силы армии были по-прежнему велики, а мобилизация промышленности лишь набирала обороты. Так что русский взгляд на войну оптимистичен: в то время как германский бык сражается с французским петухом, корона Австро-Венгрии уже катится в пропасть, а русский император направляет шпагу на Германию, вдохновляемый аллегорией России.
А вот и самая необычная карта в нашей подборке — она нарисована в Японии в начале войны. В ней Первая Мировая война предстаёт каким-то отдалённым и маловажным для Японии конфликтом, в то время как всё внимание обращено на Азию, над которой нависает огромный русский медведь. Он, кажется, вообще не интересуется войной в Европе, а больше смотрит на Азию. Германия на этой карте предстает кабаном в прусской каске, которого пронзили стрелы с надписями: «Франция», «Британия», «Россия» и «Япония». Американцы с интересом наблюдают за конфликтом издалека, почему-то из района Австралии.
И для сравнения, посмотрите на карту, нарисованную в Португалии в 1940 году. Прошло больше 20 лет, уже идёт Вторая Мировая, но в военной пропаганде ничего не меняется. Немецкий спрут душит окружающие народы, Италия жадно смотрит на земли соседей… Россию же изображает белый медведь в красноармейской шинели, который вместе с Германией терзает истекающую кровью Польшу и одновременно сам получает по носу от Финляндии.
Проходят десятилетия, а стереотипы так и не меняются.