По сути конфуцианство доказывает частную правоту Цицерона, производившего термин religio из глагола relegere — вновь собирать, перечитывать и обдумывать. Что сделал собственно Конфуций? Он вновь собрал и перечитал древние тексты китайцев, тщательно отписав эти традиции и выделил из них главные, которые по его мнению несли пользу всему обществу. О самом Конфуции известно достаточно много и прежде всего это годы его жизни 551 — 479 г. до н.э., а также многочисленные биографические сведения, которые запечатлены в самых различных китайских источниках и прежде всего в книге «Суждения и Беседы»(сборник составленный его собственными учениками).
В центре своего учение Конфуций поместил модель «благородного мужа», но благородного не в силу своего происхождения, а в силу воспитания высоких качеств и особой культуры. Благородный муж по Конфуцию должен обладать двумя качествами, человеколюбием и чувством долга. Человеколюбие трактовалось Конфуцием как самая высокая добродетель — сумма совершенств которой обладали лишь древние. Чувство долга воспитывается в человеке благодаря той убежденности, что нужно поступать так, а не иначе. Государство благоденствует только тогда, когда каждый занимает подобающее его место: государь правит, отец воспитывает сына, сын почитает отца. Исходной точкой в теории Конфуция разделения обязанностей в государстве, является его теория об «исправление имен», согласно ей каждая вещь должна быт приведена в соответствие с его названием и наоборот.
Все это прекрасно, но причем тут религия спросите вы?! Действительно, Конфуций поразительна мало уделял внимания учению о потустороннем, «Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?» - говаривал он. Однако особое место в учение Конфуция получила теория «сяу» - почитание предков. Именно она «сяу», обнаруживает как социальные так и религиозные измерения; забота о потомках и непрерывности рода; забота детей о родителях; забота о «семейных отношениях» - является основой всех добродетелей.
В тоже время Конфуций придавал особенное значение различным ритуалам связанным с культом предков. Именно этот культ стал основой социального порядка и главной обязанностью каждого китайца. Но, а в центре этого культа, через некоторое время, законное место заняло религиозное(по китайским понятиям) почитание самого Конфуция.
Примечательно, что первоначальные идеи которые предлагал Конфуций, большинство его современников восприняли как социальное утопие «анахронизм». И все же во взглядах Конфуция было то могучее зерно, которое через некоторое время дало удивительные сходы. Парадоксально, что именно те стороны его учения, которые превозносили утраченные древние традиции и противопоставляли их распущенности века сего, стали удобны и приемлемой основой для создания стабильного социального порядка (уже не через несколько веков после смерти философа).
И вот уже в эпоху Хань, император «Уди» в136 г. до н.э., провозглашает конфуцианство официальным учением Китайского государства. Далее императорские указы 257-го и 555-го года обязывают устанавливать храмы в честь Конфуция во всех городах страны и приносить в них жертвоприношения. Конфуцианство господствовало в Китае на протяжение более двух тысяч лет, вплоть до Синьхайской революции (1911 года).
Несмотря на все превратности истории XX века, конфуцианство по прежнему сохраняет статус гражданской религии, со своими особыми культами:
- культом божественного учителя нации Куна и его сочинением;
- культом грамотности и образования;
- культом ученых чиновников;
- культом семейных отношений;
- и особый - конфуцианский, то есть китайской цивилизации.
В последнем культе Поднебесная по прежнему рассматривается как центр мироздания и вершина мировой цивилизации. В заключение приведу одно из изречений Конфуция, а вы сами решите, что это «религиозная заповедь» или «социально-этическая рекомендация» - благородный муж думает о долге, низкий человек печется о выгоде!