Крестительница Руси: как княгиня Ольга пыталась привести Русь к православию за полвека до того, как это сделал ее внук
0
2
1
788
просмотров
24 июля Церковь чтит память равноапостольной княгини Ольги. Она стала первым правителем Русского государства, который принял христианство —за полвека до официального крещения Руси Владимиром.

Истоки

Историк Антон Карташев пишет: к тому моменту, когда Ольга стала править Киевом, христианство уже имело некоторое распространение на Руси. Ольга стала во главе всего Древнерусского государства в 945 году после неожиданной смерти своего мужа, князя Игоря (тот был убит в походе за данью племенем древлян — древляне решили, что Игорь хочет дани слишком много). Она оставалась в этом статусе до того совершеннолетия своего сына Святослава.

Из исторических источников известно, что первыми «высокопоставленными» христианами на Руси стали варяги Аскольд и Дир, дружинники Рюрика, осевшие в Киеве. Считают, что они приняли крещение после неудачного похода на Царьград в 866 году (ряд источников называют датой 860 год). Начинался этот поход удачно, войско осадило город, но вдруг — как пишет «Повесть временных лет» — сделался на море великий шторм, встали огромные волны, корабли разметало и переломало, и много из числа пришедшего войска погибло.

Византийские источники уточняют: шторм сделался после того, как цареградский патриарх Фотий взял Ризу Пресвятой Богородицы и пронес ее по стенам Константинополя, а затем опустил в воды пролива Босфор. Поднявшаяся вслед за этим буря была воспринята жителями как заступничество самой Божией Матери. Аскольд и Дир (их имена появляются лишь в русской летописи, а византийские не уточняют, кто были предводители руссов) были так поражены, что попросили Фотия о крещении.

Олег, регент малолетнего Игоря, убивший Аскольда и Дира в ходе борьбы за Киев, был язычником. Оставался язычником и сам Игорь, муж Ольги. Летописи сообщают: при договоре с византийцами он клялся языческой клятвой на мече. Однако известно, что при нем русских уже разделяли на христиан и язычников. При том же договоре с Царьградом христианам предложили клясться своей клятвой «по вере», а не по языческому закону меча.

Крещение

Историки спорят о происхождении Ольги. «Повесть временных лет» сообщает, что она была родом из Пскова. В греческих источниках — например, в мемуарах Константина Порфирогенета (10 век), ее имя передают как «Эльга». Это дает повод некоторым историкам говорить, что «Эльга» — византийское произношение скандинавского имени «Хельги», и, значит, корни равноапостольной княгини надо искать у скандинавов.

Житийные произведения (например, «Четии Минеи» митрополита Макария) описывают Ольгу как уроженку «рода не княжеска и не вельможеска, но от простых людей». При этом другие источники (Иоакимовская летопись) говорят о ее знатном происхождении — это версия, несмотря на скепсис ученых по отношению к самой Иоакимовской летописи, видится весьма вероятной. Игорь, утвердившийся уже как единодержавный князь всей Русской земли, вряд ли мог взять в жены простолюдинку.

Обстоятельства принятия Ольгой крещения также вызывают споры. По летописям, княгиня, оставшаяся вдовой, крестилась в преклонном возрасте. «67 лет от роду она поехала в Царьград, будучи, по всей вероятности, еще раньше оглашена евангельским учением от православных пастырей Киева, — пишет историк Петр Знаменский. — Крещение ее совершено было патриархом Полиевктом. По возвращении в Россию Ольга, — в крещении Елена — до самой кончины своей сияла благочестивой жизнью…  Есть известия, что святая княгиня ездила из Киева по городам и весям земли Русской для проповеди христианства. Она скончалась в 969 году».

Однако не все так просто. «Повесть временных лет» описывает эпизод крещения Ольги в Царьграде как великое согласие — ее крестят лично император с патриархом, пораженные ее умом и красотой. После этого император — а это Константин VII Багрянородный (Порфирогенет — тот самый, который в мемуарах писал про нее) хочет русскую княгиню себе в жены. Но Ольга благоразумно отвечает: «Как же хочешь меня в жены, если сам крестил меня и нарек меня дочерью?». Император, умиленный этим ответом, отпускает Ольгу домой с щедрыми дарами.

Описывая это, летопись вдруг делает решительный поворот и сообщает: когда ответное греческое посольство пришло к Ольге на Русь, та решительно прогнала его. Почему? Летопись не сообщает.

«Совершенно ясно, что предшествующая идиллия есть официальная фикция для записи в «казенный» протокол», — пишет историк Антон Карташев и ссылается на греческие источники. Согласно им, Ольгу приняли в Царьграде совсем не так тепло, как описывает «Повесть», а в стиле «казенной сухости» — несколько месяцев «мариновали» ожиданием, выслушали два раза на официальных приемах и расстались.

Константин Багрянородный не упоминает о крещении Ольги, а тот факт, что в ее свите уже был священник по имени Григорий дает повод ряду историков говорить о том, что Ольга была крещена еще до приезда в Царьград. При этом, более поздние источники утверждают, что русская княгиня стала христианкой именно в столице Византийской империи и именно в том же 957 году – к признанию этого факта сегодня склоняется большинство ученых.

В чем же была причина дальнейшего разрыва Ольги с Царьградом? Антон Карташев полагает: вместе с принятием крещения в Царьграде княгиня желала также породниться с византийской династией. В последнем вопросе ей отказали, за чем последовало охлаждение отношений.

Внук

«Неполучение от византийского двора ожидаемой чести не изменило внутренней серьезности принятия Ольгой крещения», — пишет Карташев. Родство с императорской династией, по его мнению, было необходимо ей, чтобы победить в Киеве языческую партию варягов — и затем провести уже общее крещение Руси. Этого не произошло. Приблизительно в 965 году сын Ольги Святослав, державшийся язычества, вступил в свои княжеские права, и таким образом Русь вновь оказалась во власти язычников.

«Ольге не удалось использовать срок своего регентства, чтобы провести крещение всего народа под знаком династического союза с Царьградом, - пишет Антон Карташев. — Но она должна была удовольствоваться уже тем эволюционным результатом, что самого Святослава, ведомого языческой партией, она воспитала в духе полной толерантности к христианству».

Как мы знаем, спустя 20 с небольшим лет история все же взяла свое. Сын Святослава Владимир совершил свой великий выбор вер: в 988 году он принял крещение в Корсуни, и уже вскоре Киев распрощался с языческими богами.  «Повесть Временных лет» пишет: «Повелел Владимир опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе —  чтобы  принял  он возмездие от людей».

Ваша реакция?