Мавзолей из «незамерзающего стекла» для товарища Сталина и другие несбывшиеся планы советской власти
Какой видели Первопрестольную советские граждане, мы можем лишь представлять, знакомясь с архивными документами. Когда умер Сталин, тело его перевезли из Кунцева в Дом Союзов. Потом потеснили Ленина, добавили к вывеске мавзолея новую – «Сталин», и вождь нашел, как предполагалось, свое последнее пристанище. Впрочем, некоторые так не считали. На имя правительственной комиссии по организации похорон Сталина поступали письма с оригинальными, доходившими до абсурда предложениями. В одном из подобных посланий изобретатель, лауреат Сталинской премии Сергей Королев (не путать со знаменитым конструктором), чтобы «сохранить облик дорогого всем Иосифа Виссарионовича на долгие-долгие годы» предлагал свои услуги для создания мавзолея товарищу Сталину из «незамерзающего стекла».
По расчетам изобретателя, это стекло выдерживало температуру до 100 градусов ниже нуля и не пропускало холод и тепло. А необходимое количество стекла можно было произвести «на ряде заводов промышленности строительных материалов СССР в виде стеклоблоков малого размера и стеклопакетов больших размеров».
Королеву не довелось стать вторым Щусевым (архитектор гранитного мавзолея). Комиссия не воспользовалась услугами изобретателя, и на главном кладбище страны не стали создавать новые места для паломничества.
Можно только предполагать, где бы воздвигли очередной склеп: посреди Красной площади или на месте храма Покрова на Рву.
Кто во что горазд
Помимо идеи создания стеклянного мавзолея приходили и другие, не менее интересные предложения. Как свидетельствуют архивные документы, планы были грандиозными, вплоть до переименования Москвы в город Сталин, а СССР – в Союз Советских Сталинских Республик и создания в столице гигантского «монумента-пантеона памяти вечной славы великих людей советской страны». Если бы план пантеона реализовали, Москва предстала бы перед нами без многих исторических памятников, составляющих единый музей русской национальной культуры.
Лауреаты сталинской премии наперебой предлагали свои услуги по поводу строительства пантеона. Между прочим, расчеты подобного масштаба занимают много времени. А поступать предложения со сметами начали уже на следующий день после смерти Сталина. Похоже, люди были готовы заранее.
Так, в ЦК КПСС на имя Маленкова группа строителей прислала свои предложения с тем, чтобы увековечить имя Сталина созданием специальных зданий-памятников. Они предлагали построить в Москве «ряд сооружений, объединенных в новый район «Памяти товарища Сталина». Сюда должны были входить Институт Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, музей Сталина, музей строительства социализма-коммунизма, Сталинская Академия Общественных Наук. Не забыли проектировщики и про общественно-культурные сооружения: залы конференций народов мира (рассчитанные на 10-15 тысяч человек), Дом гостей Советского Союза, Дворец науки и техники, Центральный театр Советского Союза, музей изобразительных искусств, спортивный центр (на 300 – 400 человек), гостиницы для приезжих и дома для обслуживающего персонала района.
Понятно, что все сооружения должны были строиться «на века самыми достойными людьми, по лучшим проектам, из лучших материалов, передовыми методами». Постройка района планировалась как всенародная. То есть, основной взнос (20-25 миллиардов рублей) авторы проекта собирались получить с трудящихся как вклад в увековечивание памяти Сталина. И это помимо запланированной бесплатной работы на строительстве. Проектирование, постройку и исполнение заказов должны были осуществлять сверх плана лучшие энтузиасты страны. Местечко под идею отводилось славное – на юго-западе Москвы, около МГУ. Сдать район необходимо было к 21 декабря 1959 года, когда вся страна отмечала бы 80-летие Сталина. Идею, как известно, не стали внедрять в жизнь.
После смерти Сталина последовало постановление ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР «О сооружении Пантеона – памятника вечной славы великих людей Советской страны». Кстати о строительстве подобного мемориала подумывали еще до Великой Отечественной войны. Был даже представлен доклад в Госплан о «Парке-памятнике» лучшим людям человечества, и о создании «Красной книги народов СССР», куда бы заносились имена видных деятелей и их дела. А внесение имен происходило бы на основе всенародного голосования (народу предоставили бы готовый список кандидатов, и граждане выбирали бы в лучших советских традициях). Тогда по понятным причинам строительство отложили. Но теперь, после смерти Сталина, время был самое подходящее: предстояло увековечить имя вождя.
Итак, Хрущеву, который тогда возглавлял комиссию по организации похорон Сталина, архитектор Ионов, «оплакивая кончину родного Иосифа Виссарионовича», прислал три варианта пантеона. Согласно первому варианту, пантеон ставился на широкой магистрали, недалеко от МГУ. Участок под строительство отводился площадью 250 на 350 метров. Здание окружала высокая стена, высотой пятнадцать метров и толщиной четыре метра, место было уготовано для захоронений (по типу Кремлевской стены) государственных деятелей.
Внутри площади, как водится, все зелено и аккуратно подстрижено. Само здание пантеона размещается в центре на стилобате. Сюда ведет основная магистраль шириной более 150 метров, по которой смогут следовать во время демонстраций трудящиеся. У здания пантеона находится трибуна для руководителей партии и членов правительства. У главного входа установлены постаменты с вазами или склоненными знаменами. В середине главного входа высокий стенд из мрамора и гранита, на фоне которого «барельефы Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина». Сам пантеон виделся архитектору высотой в 100 метров, с массивными шестиметровыми (в толщину) стенами.
Внутри него архитектор рассчитывал поместить склеп Ленина и Сталина, причем, с прицелом на будущее, то есть с местами для очередных вождей. Все здание снаружи опоясано двумя рядами колонн. Пантеон возводится из долговечных материалов и отделывается гранитом, мрамором, керамикой и бронзой, шпиль покрывается золотом, купол – чешуйчатыми материалами. Здание должно быть выдержано в строгих формах, «цвет стен и колонн темный, но бодрый, говорящий о победном шествии коммунизма». По подсчетам архитектора, пантеон обошелся бы в 250 миллионов рублей.
Второй вариант Ионова предусматривал размещение пантеона на свободном участке в стороне от городской магистрали. И, наконец, третий, наиболее одиозный, предполагал снести ГУМ на Красной площади и поставить пантеон напротив мавзолея. При этом (чтобы трудящиеся свободно проходили на демонстрацию) надо было передвинуть, перенести или разобрать здание Исторического музея, которое «затесняет участок».
Известно, что проект Ионова рассматривался самым тщательным образом. Так, Маленкову из Академии Архитектуры СССР после многочисленных совещаний прислали докладную, в которой утверждалось, что место пантеону только лишь на Красной площади (габариты детища Ионова следовало уменьшить, чтобы вписалось в ансамбль). Правда, придется снести большое количество капитальных зданий, в том числе ГУМ. Но разве это остановит проектировщиков, если речь идет об увековечивании памяти вождей. Несмотря на положительные отзывы, пантеон так и не построили. Наступила «оттепель». При ней уже планировали иные развлечения.
Шоу века
В начале 1960-х годов в столицах мира придумали свето-звуковое обозрение исторических памятников. В СССР тоже решили от людей не отставать, и идею использовать с толком: напомнить лишний раз о грядущем коммунизме. И посему, «для пропаганды истории нашей страны и становления советской власти», министерство культуры подготовило предложение о создании свето-музыкального обозрения московского Кремля. Министр культуры Фурцева направила план в ЦК КПСС, сопроводив сценарий собственным комментарием. По расчетам, на оборудование нужно было затратить 500 тысяч рублей. А чтобы зрелище окупилось, следовало установить платный вход. Обозрение также предполагалось устроить в Ленинграде, в Киеве, в Волгограде…
Сценарий обозрения назывался «В лучах кремлевских звезд». Согласно ему, предполагалось охватить два этапа жизни страны. Первый этап включал в себя «период революционной истории со дней становления Москвы до Великой Октябрьской революции». Второй, естественно, «период Советской России с момента штурма Кремля в 1917 году, вплоть до наших дней и с выходом в Коммунистическое завтра».
Для шоу было решено использовать три площади показа: «Боровицкий холм, Соборную и Ивановскую площади». На зрителя собирались воздействовать дикторским текстом, голосами вождей революции, стереофоническими шумами в сочетании со световыми эффектами, увязанными с документальными и художественными кинокадрами. Несмотря на притягательность идеи, граждан лишили нового аттракциона. От плана в ЦК КПСС отказались: воспротивилась комендатура Кремля, так как проведение массовых мероприятий могло помешать работе кремлевских учреждений.