Трудности идентификации
Сложность изучения скифского языка заключается в том, что культура этого народа не оставила после себя следов письменности. Судить о ней можно только по тем сведениям, которые находят в трудах античных историков Геродота и Диодора, по некоторым топонимам – названиям рек и поселений в ареале проживания скифов, по именам их правителей.
Однако некоторые археологические находки в северном Причерноморье, относящиеся к концу II – началу I тысячелетия до н. э., могут пролить свет на эту проблему. При раскопках погребений срубной культуры, которая хронологически предшествовала скифам, было обнаружено несколько керамических сосудов с пиктографическими надписями в виде горизонтальных, наклонных линий и геометрических фигур. Их смысл учеными пока не расшифрован из-за недостатка материала.
Происхождение народа
Описывая скифский язык, лингвисты в первую очередь пытаются установить его происхождение. Немаловажное значение имеет и связь с родственными наречиями. Скифы существовали в VIII веке до н. э. - IV веке н. э. на территории Северного Причерноморья. Среди них выделяют две большие группы – лесостепные и степные племена. У первых обнаружено большое антропологическое сходство с представителями так называемой срубной культуры. Степные представители похожи на людей окуневской культуры Тувы. Предположительно, они мигрировали с востока, из Приаралья.
Скифы жили в соседстве со многими разнородными племенами, которых насчитывается около двух десятков. Язык этих общин был как очень схож со скифским, так и значительно отличался от него. В связи с этим существует две гипотезы, объясняющие разнородность лесостепных и степных групп. Согласно одной из них, внешний облик и обычаи степных жителей сформировались в результате смешения с другими племенами.
По другой версии, эти две группы отличаются по происхождению. Вторая гипотеза также неоднозначна. Возможно, скифы произошли от племен, живших на западе Европы, после чего смешались с азиатами. Их слияние могло происходить на протяжении 2 веков. Генетические исследования показывают, что скифы находятся в промежуточном положении между азиатами и европейцами.
В третьем столетии до нашей эры на территорию Великой Скифии вторглись сарматы – кочевой воинственный народ, состоящий из ираноязычных племен. Часть скифов была уничтожена, а часть – оттеснена за Дунай. Окончательно Скифское царство было уничтожено после нашествия готов во второй половине III века н. э. В это же время началось великое переселение народов и остатки скифов рассредоточились в соседних племенах, потеряв свою яркую самобытность.
Сведения от Геродота и Диодора
Древнегреческий историк Геродот и его труд «История» – это один из основных источников для изучения языка. Согласно его данным, в северном Причерноморье было несколько скифских групп: господствующие царские скифы; племена, не подчиняющиеся царским и говорящие на особом наречии; кочевники; земледельцы; пахари и эллинские общины. Последние пользовались смесью языков: эллинского и скифского. Видимо, уже в те времена это царство было очень разнородным.
Его центром было поселение в Запорожской области Украины (Каменское городище), на территории которого в середине XX века было найдено большое количество курганов и остатков селений. По информации Диодора и Геродота, земля скифского царства простиралась до гор Кавказа. Позднее это было подтверждено археологическими находками в Передней Азии. Геродот считал данные места родиной скифов.
Царское племя скифов, по сообщениям античного историка, имело самостоятельный, самобытный язык. Другие племена говорили на «плохом» скифском языке. А иные имели свой особый диалект, который в ходе переговоров требовал присутствия толмачей.
В культуре греков в эпоху Великого переселения народов вошло в традицию называть скифами все общности, которые жили в северном Причерноморье, что стало в наше время предметом научных споров о самобытности языка. В последующие века здесь существовали поселения, жители которых принадлежали к разнообразным языковым группам: славянской, германской, угро-финской и иранской.
Современные теории
Среди современных историков и лингвистов существует две точки зрения по вопросу о том, на каком языке говорили скифы:
- Теория единства скифского и сарматского языков. В пользу нее свидетельствуют многочисленные совпадения скифских и иранских слов. Некоторые ученые выделяют их как два диалекта одного языка. Другие считают, что у царских скифов существовал свой, особенный диалект (сколотский). Эта идея впервые была обоснована в работах осетинского исследователя В. И. Абаева в 1950-1960 гг. и развивалась в дальнейшем другими историками. Осетинский язык является прямым потомком скифского.
- Теория дифференцированного существования скифского языка. Согласно этой идее, его отделение от сарматского произошло еще в древности. Сторонники теории относят скифский язык к восточно-иранским языкам (южная подгруппа), а сарматский – к северной подгруппе. Различие между ними ученые пытались проводить уже давно, в начале XX в. Одним из современных исследователей данного направления является кандидат исторических наук С. В. Кулланда, который в своих работах выдвинул гипотезу о том, что скифская культура сложилась из тесного контакта восточно-иранских и северокавказских племен, а не произошла из Центральной Азии.
Иранские корни
Доказательства родственности скифского и иранского языков основаны на лингвистических параллелях. Аргументы за и против их отождествления приведены в таблице ниже:
Данные фонетические переходы присутствовали и в персидском языке. Археологи отмечают также сходство скифских могильников с элементами, характеризующими кобанскую культуру, которая существовала на Кавказе (техника каменной кладки, орнаменты на посуде, состав металла в изделиях, украшения). Эти факты ставят под сомнение первую теорию о скифском языке, которая в настоящий момент является общепринятой.
Самоназвание народа
Интерес представляют и версии, связанные со словом, которым скифы называли свой собственный народ – Skuda. В индоевропейских языках есть однокоренные слова, которые переводятся как «стрелять». В пользу этой версии происхождения самоназвания говорит то, что скифы были отличными стрелками.
В ваханском языке (восточно-иранская группа), распространенном в Афганистане и Таджикистане, данное слово созвучно со словом skid – «тюбетейка», а в прошлом оно могло означать «остроконечная шапка». Такие головные уборы носили среднеазиатские саки, которые, по предположению некоторых историков, являются предками скифов.
В осетинском языке есть другая аналогия для этого слова – «отрезать», «отщеплять». В этом случае слово «скиф» означает «изгой». В дальнейшем «скуда» трансформировалось в «сколоты» при помощи суффикса множественного числа ta и традиционного восточно-иранского перехода d в l.
Финно-угорские аналогии
Археологические находки ананьинской культуры (с. Ананьино около Елабуги в Татарстане) также подтверждают тесную взаимосвязь со скифами. Некоторые слова марийского языка созвучны с восточно-иранскими. О скифском присутствии на Средней Волге свидетельствуют и генетические исследования, сопоставляющие ДНК современных жителей и образцов, взятых из скифских могильников.
Катакомбный способ погребения в скифскую эпоху больше соответствует традициям индоарийских племен, чем иранских. Некоторые исследователи также проводят параллели языка скифов с чувашским, являющимся единственным в настоящее время живым языком булгарской группы (например, сходство слов "Танаис" (Дунай) и чувашского "танас" – «спокойный», «тихий»). Согласно этому предположению, скифы являются древними булгарами. Однако для тюркских языков, к которым относится и булгарский, характерны такие сочетания согласных, которые полностью отсутствуют в скифском.
Так на каком языке говорили скифы?
Споры о происхождении языка ведутся уже давно, начиная с XIX в. Большинство современных специалистов лингвистики сходятся во мнении о том, что скифский язык относится к восточно-иранской языковой группе. К ней причисляют бактрийский, пушту, мунджанский языки. Его родство с сарматским и осетинским также подтверждается лингвистическими исследованиями.
Как отмечают некоторые ученые, для скифского языка в настоящее время можно установить только его иранскую принадлежность. Точное и безоговорочное отнесение конкретных имен царей, сохранившихся в «Истории» Геродота, к какому-то языку невозможно, так как нет достаточного количества археологических, антропологических и генетических данных об этом народе, исчезнувшем более тысячелетия назад. Отсутствие письменной культуры, Великое переселение народов и ассимиляция покоренных племен стали главной причиной того, что Скифия окутана сейчас многочисленными легендами и тайнами, которые еще предстоит разгадать.