Концепция Нового Средневековья уже нашла свое описание в литературе. Впервые об этом явлении высказал свое мнение Н.А. Бердяев. Этот крупнейший русский мыслитель ХХ века в 1923 г. написал книгу под названием «Новое Средневековье». В своем труде автор указал признаки этого периода, но ошибся с его наступлением практически на столетие.
В конце ХХ в. концепция Нового Средневековья получила свое дальнейшее развитие. Она стала предметом внимания западных философов и историков. Черты Нового Средневековья были довольно ярко описаны современным постмодернистом Умберто Эко.
Каковы же они, признаки этого нового периода? Попробуем разобраться в данном вопросе.
Определение понятия
Новое Средневековье представляет собой концепцию, которую некоторые авторы используют с целью описания текущей общественной жизни или для создания футуристического сценария, подразумевающего возврат человечества к различным нормам, технологическим и социальным чертам, а также к практикам, характерным для того периода, который имел место между Античностью и Новым временем (5-15 вв.).
Новое Средневековье, в зависимости от мнения того или иного автора, оценивается по-разному. Так, одни исследователи считают этот период упадком цивилизации, а другие - получением ею новых возможностей.
Этапы развития человечества
Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время... Под этими терминами мы понимаем этапы развития, которое в свое время прошла европейская цивилизация. При этом каждая эпоха обладала своим качественным своеобразием. Несмотря на это, Античность, Средневековье, Возрождение и Новое время неразрывно связаны между собой. Ведь каждый из последующих этапов обладает чертами преемственности с предыдущим.
От Средневековья к Новому времени человечество прошло через эпоху Возрождения. Однако последняя из этих ступеней развития общества уже несла в себе все черты последующего периода. Именно поэтому считается, что после эпохи Средневековья Возрождение и Новое время - это уже практически один период.
Расцвет древних цивилизаций
Античность, Средневековье и Новое время являются тремя великими эпохами. Все они сыграли свою значимую роль в истории стран Западной Европы. Для того чтобы лучше понять разработанную современными авторами концепцию, необходимо вспомнить тот путь, который прошло человечество от Средневековья к эпохе Нового времени.
Итак, начнем с рассмотрения Античности. В нее входит история Древнего Рима и Древней Греции.
Зарождение культуры того времени имело место в Элладе. Древние греки создали настоящий эталон прекрасного в различных сферах, в том числе в музыке и в скульптуре, в литературе и в архитектуре. Огромное влияние на развитие цивилизации в этом государстве оказывали философы Аристотель, Платон, Пифагор, Сократ Архимед и Евклид. Воплощением духа Древней Греции были Олимпийские игры, которые включали в себя не только спортивные состязания, но и религиозные, а также театральные шествия. В конце пятого века государство было захвачено Филиппом – царем Македонии, а после распада этой державы стало одной из провинций Римской империи. Этим Греция еще более укрупнила государство, добивавшееся гегемонии на всей территории Средиземноморья.
У древних римлян не было своей культуры. Однако им удалось воспринять и преобразить греческую. В Древнем Риме был хорошо развит институт рабства. Именно поэтому в стране имели место два антагонистических друг другу класса. Они были представлены рабовладельцами и рабами. Для усмирения восстаний последних, а также для завоевания новых территорий в Древнем Риме, все большая роль отводилась армии во главе с вождями.
Завершение античного периода
Конец Римской империи наступил одновременно с ее завоеванием германскими и прочими племенами. Это позволило истории в цепочке Античность - Средневековье - Новое время перейти на следующий этап. Однако данный период длился достаточно долго.
К началу 2-3 вв. Римская империя занимала значительные территории. Для наведения внутреннего порядка, а также для охраны границ и завоевания новых земель ей необходимо было содержать огромную армию, что требовало колоссальных средств. Для их получения на подданных империи возложили обязанности уплаты налогов. При недоимках граждане должны были отдавать казне свое имущество.
Одновременно с этим в Риме существовал и рабский труд. Он препятствовал развитию страны. Ведь рабы были не заинтересованы в хозяйстве и трудились лишь по принуждению.
Несмотря на это, в Империи продолжали сохраняться и приумножаться огромные богатства. Строились цирки, общественные здания и храмы, устраивались праздники и театральные зрелища. В Риме и в других крупных городах происходила концентрация свободных людей, не занимающихся свободным трудом и паразитирующих за счет общества. Для того чтобы в этих массах поддерживался дух повиновения, правительство обеспечивало их «хлебом и зрелищами».
Основной опорой римского императора была армия и чиновники. Все это приводило к тому, что военные выдвигали на престол только своих представителей, которые позже свергались другими подобными претендентами на власть.
Углубление кризиса происходило и в духовной жизни. Народ был лишен гражданских свобод, из-за чего в обществе наблюдался моральный упадок.
Одновременно с этим происходило постепенное перемещение на юг и на запад германских племен, которых в истории называют варварами. В конце 4, в 5 и в первой половине 6 века Римская империя была завоевана этим, а также иными народами, которые ранее поселились на ее территории. Завоеватели не шли огромной армией. Однако под их ударами произошло разрушение имперской системы управления. На завоеванных территориях стали возникать первые германские королевства.
Приход новой эпохи
Средневековье является периодом, который в истории Европы охватывает более тысячи лет. Это эпоха, когда человечество смогло заложить многие основы сегодняшнего мира. Так, в Средние века произошло развитие языков. Именно на них до настоящего времени разговаривают многие жители Европы. К тому же к концу этой эпохи, когда начался переход от Средневековья к Новому времени, на этих территориях окончательно сформировались многие нации. И на сегодняшний день их уклад жизни, а также особенности психологии мало чем отличаются от прежних. Помимо этого, именно в Средневековье сложилось большинство европейских государств с их парламентами и судебными системами.
Многие исследователи считают этот период застойным. Они подкрепляют свое мнение, в частности, тем, что на смену образованию, которое было всеобщим в древнем Риме, пришла неграмотность. Именно из-за этого в Средневековье исчезла художественная литература. Проводниками грамотности являлись лишь монастыри, в которых монахами велись летописи с рассказами о событиях, происходивших вокруг.
В Средние века с подозрительностью относились к любым новшествам. В новых идеях церковь, контролировавшая многие стороны общественной жизни, видела только ересь. Отступники наказывались очень сурово. Все это и приводило к тому, что перемены в духовной и общественной жизни, а также в технике и в науке были незначительны. Европа будто оказалась в тысячелетней спячке.
Новое время
Перемены в истории Европы наступили лишь к началу 16 в. Именно тогда и произошел переход Средневековья к раннему Новому времени. Он был постепенным. Ведь любой период в завершении эпохи невозможно отметить конкретной датой.
Переход жителей Европы от Средневековья к Возрождению и Новому времени привел в конце концов к политической демократии и к появлению рыночной экономики, к принятию научного взгляда на мир, а также к промышленной, а после этого и к научно-технической революции.
По мнению специалистов, окончательным переходом от Средневековья к Новому времени в Западной Европе необходимо считать середину 17 в., когда произошла английская революция. Как же рассматривается до этого времени период, который длился с начала 16 в.? Это был исторический промежуток, названный кануном возникновения следующей эпохи.
Различия в чертах Средневековья и Нового времени отмечаются в формировании особого типа личности. Так, ранее человек прежде всего рассматривался как часть большого или маленького коллектива. Это могло быть сословие или церковь, цех, община и т.д. С наступлением Нового времени основой существования человека стал поиск Бога в самом себе, общение с которым было вовсе не обязательно с помощью церковной иерархии. Таким образом, люди были отделены от коллектива. Такие перемены стали возможны благодаря Возрождению. Это был период, когда феодальная эпоха пришла к своему завершению, и началось формирование раннекапиталистических отношений. На этом переломном моменте и произошло зарождение новой культуры, которая стала уникальной по своей выразительности.
На сегодняшний день нам известны те различия, которые имеют место в философии Средневековья и Возрождения. Новое время принесло с собой гуманизм. Основным содержанием этой идеологической основы стал культ человека. Он был поставлен в центр мироздания и имел связи с земными и Божественными мирами. Таким образом, философия Средневековья и философия Нового времени имеют между собой существенные отличия.
Люди, жившие в период Возрождения, считали Античность идеальным историческим периодом, расцветом искусства и науки, общественной жизни и государства. Все это было разрушено варварами. А после Средневековья «золотой век» получил свое второе рождение. Вновь стала использоваться классическая латынь, которая в свое время была заменена на грубые наречия. Отсюда и название этой эпохи – Возрождение.
Различия Средневековья и Нового времени заключены еще и в том, что впервые в истории наиболее уважаемые люди, составляющие элиту государства, не обязательно имели знатное происхождение. Они поднимались по социальной лестнице исходя из принципа обладания ими определенными способностями и познаниями.
Благодаря эпохе Возрождения в Центральной и в Западной Европе началось общественное движение, которое вошло в историю под названием Реформации. Под его влиянием церковное единство средневековой Европы было полностью разрушено. Любому человеку можно было решать самому, какой религии он должен придерживаться для спасения своей души. Все это наложило определенный отпечаток на психологию людей. Те идеи, которые были высказаны реформаторами, буквально преобразили всю Европу. В конечном итоге феодализм окончательно утратил свои позиции, и ему на смену пришли буржуазные отношения.
Рассмотрев основные каноны философии эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени, можно окончательно понять, что же происходит в нашем мире сегодня.
Крах Империи
Как уже было сказано, Средние века в истории человечества начались с падения Римской империи, после чего пришли варвары, принявшиеся разрушать созданные ею идеалы и смыслы. Если перенести на сегодняшний день выводы ученых, сделанные практически столетие назад, то можно утверждать, что в современном мире имеют место аналогичные процессы.
Под супердержавой мы понимаем Соединенные Штаты. Конечно, многие люди считают по-другому, полагая, что империей можно назвать КНР. Однако, несмотря на бурные темпы развития Китая, большинство исследователей считает, что делать это пока рановато.
В чем же проявляется «разложение» США? На начало подобной тенденции, по мнению аналитика Джефри О,Нила, указывают несколько составляющих. Среди них:
- Кризисные явления в мировой экономике, берущие свое начало в США. Это и раздутый рынок кредитования населения страны, и финансовая воронка, в которой сначала оказываются банки Америки, а после и всех остальных государств мира. А все дело в том, что народ США привык жить не по средствам. То же самое делали древние римляне. Они всегда были уверены в том, что разделят награбленное у других народов, с которыми вели кровопролитные воины. Разрушение Римской империи произошло в том числе и из-за недостаточного объема денежных резервов. Супердержава античного времени была раздроблена в связи с невозможностью финансирования своей армии на должном уровне.
- Отсутствие сплоченного общества. Причиной краха США может стать не только экономический фактор. На сегодняшний день в американском обществе сложно говорить о наличии какой-либо демократии или о консолидации перед законом. Каждая из существующих в стране общин пытается утвердить свое мнение. Например, мусульмане высказываются о необходимости изменений законов страны с целью получения исламскими идеологами больших полномочий.
Однако наступление Нового Средневековья возможно не только из-за крушения государственных институтов Америки. Это многими авторами рассматривается только как частный случай. В нашем мире происходит разрушение государств вообще. Причем процесс этот является достаточно глобальным. Впервые о нем заговорил Генри Киссинджер.
Да, тот фасад, за которым находится Империя, в настоящее время пока еще цел. Любая страна мира до сих пор считается независимой вершительницей собственной судьбы. Однако по всей планете уже происходят необратимые процессы разрушения государственности. Философия Нового Средневековья имеет место в связи с приходом новых феодалов. Ими являются глобальные корпорации, постепенно отбирающие у государства все его функции. Так, если раньше репрессивный аппарат был только в руках власти, то на сегодняшний день нет ничего удивительного в том, что у влиятельных на мировом рынке фирм имеется наемная частная армия, аналитическая и разведывательная служба и т. д.
Любой завод или фабрика, входящая в состав корпорации, имеют черты Нового Средневековья, так как представляют собой своеобразную крепость, имеющую хорошую охрану, свой внутренний распорядок и законы. Новые феодалы в лице корпораций полностью охраняют себя. При этом ни одному представителю государственной власти не разрешено просто так пройти на внутреннюю территорию фабрики или завода.
По своему усмотрению корпорации назначают или снимают госчиновников в ослабленных странах, занимаются продвижением политиков в Западной Европе. Другими словами, происходит постепенное вытеснение государства из ниши реальной власти.
Сегодня к нам из «темных веков» вновь начинают возвращаться многие негативные явления. Они касаются децентрализации систем управления, хаотичности экономического влияния и противоборствующих групп, рвущихся к власти. Государства постепенно теряют способность контроля над локальными и транснациональными силами, например, над наркомафией и сетевыми террористическими структурами. При этом начинается деградация цивилизованных и рациональных форм устройства общественной жизни. Особенно ярко подобное явление имеет место в странах третьего мира. Например, в Латинской Америке банды держат под своим контролем огромные районы мегаполисов. А в государствах Африки происходят войны между местными армиями, представляющими интересы местных «феодалов».
Локальные центры силы имеют место и в развитых странах. Все они бросают вызов власти и претендуют на создание своих «мини-государств».
Формирование черт человека Средневековья
После крушения Римской империи, как уже было сказано выше, произошло нашествие варваров. Они разрушили имеющиеся достижения, сформировав при этом новый тип человека.
В Новом Средневековье варвары представлены двумя группами. Первые из них – это те иммигранты, которые пришли с юга и прорвались в Империю (Европу), попирая при этом основы ее бытия. Арабы полностью отвергают законы принявших их стран. Им чужды европейская мораль и идеалы. Все их действия способствуют разрушению сложившейся у коренного населения системы ценностей. Столь мощных деструктивных процессов нет в США. Однако и в этой стране имеются свои иммигранты. Это китайцы, мексиканцы, а также представители прочих народов, продолжающих жить по своим законам.
Наблюдаются процессы зарождения Новое Средневековья и в России. Здесь также существует множество проблем с гастарбайтерами, а также в связи с особым развитием кавказского региона.
Еще одной категорией варваров являются представители «поколения протеста». К ним относят неформалов и хиппи, оккультистов и т.д. Все они с пренебрежением относятся к идеям позитивизма, на которых был воспитан человек Нового времени.
Рассмотрим те черты, которые характерны для представителей Нового Средневековья.
Дезинтеграция
Признаком перехода человечества к Новому Средневековью является возникновение в городах гетто и целых кварталов, в которых приняты свои законы. Живущие на такой территории социальные меньшинства противятся интеграции в государственную и городскую среду.
Примером тому могут служить китайские кварталы в США и мусульманские - в Европе. Подобная обособленность наблюдается не только среди иммигрантов. Она имеет место и в среде, представленной имущими классами. Эти люди стремятся отдалиться от города, окружают себя собственной инфраструктурой, которая не только не зависит от внешнего мира, но и на которую не распространяются государственные законы. Например, в США и во Франции есть много поселков для олигархов. Информация о них является закрытой. Кроме того, эти населенные пункты порой даже не указаны на картах GPS-навигаторов. К поселку Нового русского Средневековья можно отнести знаменитую Рублевку.
Неокочевники
Некоторые люди не имеют постоянного дома. Они перемещаются по всей планете и живут там, где посчитают нужным. Подобную категорию людей называют новыми или глобальными кочевниками. Как правило, ими становятся представители свободных профессий, которые не привязаны к той или иной местности. Это, например, писатели или фрилансеры. Такими свободными кочевниками являются и олигархи. У них есть дома и квартиры по всему миру, и они также не привязаны к определенному месту. В любую минуту олигарх может сесть на личный самолет и отправиться в любую точку земного шара.
Подобный институт неокочевников также свидетельствует об отмирании государства. Ведь у таких людей нет той страны, к которой они относились бы как к собственному отечеству. Они считают себя жителями мира и не связывают себя какими-либо обязательствами с государством. Напротив - границы, визы, необходимость служить в армии мешают им нормально жить, ограничивая свободу.
Элитарность науки
В период классического Средневековья обывателю был недоступен путь к знаниям. Так, крестьянам о строении мира рассказывали на церковных проповедях, а высшая знать приглашала к себе монахов, которые были для них консультантами. На сегодняшний день можно наблюдать аналогичные процессы.
Наука начинает прятаться от обывателя за стены элитарных вузов и специализированных городков, в которые попасть с каждым годом становится все труднее. Она становится участью избранных. Обывателю же преподносится лишь упрощенная интерпретация различных сфер знаний.
Авторитет
После ухода человека от логического и научного мышления у него возникает фанатизм и безграничная вера в определенную личность.
Типичными представителями людей со средневековым поведением являются неоязычники. Они никогда не признаются в своем авторстве и будут утверждать, что все то, о чем они говорят, уже было сказано в древности. В частности, неоязычники подают свои знания как существовавшие задолго до христианства. При этом они обращают взоры к авторитету предков.
Подобное явление можно наблюдать и в политике. Здесь также имеет место апелляция к авторитету. Политические группировки молодежи не занимаются разработкой новых концепций. Их основная задача заключена в выборе уже существующих авторитетов и ссылка на них. К таким группировкам относят сталинистов и ленинцев, либералов и т.д.
Фанатизм
Подобная черта также характерная для человека Нового Средневековья. Так, неоязычники апеллируют к авторитету предков, сталинцы ссылаются на авторитет Сталина, и т.д. Причем все это для них настолько свято, что не подлежит никакому сомнению. Тот, кто не согласен с их мнением, подвергается остракизму и презрению. А это является излюбленным делом человека Средневековья. Он стремится, как можно больнее и сильнее оскорбить своего оппонента, используя соцсети. Контраргументы для него при этом даже и не нужны.
Неуверенность
По мнению Умберто Эко, данный термин является ключевым словом Средних веков. Человек в этот период испытывал постоянный страх. Этому способствуют и нынешние СМИ, рассказывая нам о конце света, постоянной угрозе экологической катастрофы, ядерной войны, крахе рынка и экономики, распространении смертельного вируса и т.д.
Сюда же подключаются и мусульманские варвары Европы. Они распространяют страх и неуверенность среди людей грабежами, изнасилованиями и драками. Этому же способствуют действия мирового мусульманского террористического движения.
Люди Нового Средневековья лишены безопасности. В них, помимо массовых страхов, живет вера в заговоры масонов, иллюминатов, рептилоидов, инопланетян и т.д.
После рассмотрения основных черт Нового Средневековья у простого обывателя непременно возникнет мысль о том, можно ли не допустить развития этого исторического процесса. Разумеется, да. Однако для этого потребуется осознанность происходящего и применение собственного плана конструирования Нового мира.