«Отец идеализма»: как епископ Джордж Беркли вписал свое имя в историю философии
0
6
1,174
просмотров
Практически столетие с момента смерти епископа Джорджа Беркли его идеи вызывали разве что насмешку. Многие были убеждены – философ, мол, был не в своём уме, а его труды не стоят внимания. Как выяснилось позже, Беркли просто значительно опередил своё время: его наследие усвоили и признали лишь на рубеже XIX-XX веков. Цитировать его вдруг стали самые известные философы того времени: среди них был, например, и Владимир Ленин.
Джордж Беркли.

Тринити-колледж в Дублине наравне с Дублинским университетом считается старейшим и самым престижным учебным заведением Ирландии. Именно его посещал юноша Джордж Беркли, родившийся в 1685 году на юге острова, недалеко от города Килкенни. В возрасте 20 лет он уже стал бакалавром, а вскоре, оставшись там преподавать, вообще получил степень магистра.

Беркли был образован всесторонне и далеко не сразу его внимание привлекла философия: первые свои работы он посвятил математике и физике. Так, например, в XVIII веке широко обсуждался его труд «Эссе к новой теории видения», в котором он рассматривает вопросы зрения, осязания и визуального расстояния. Сейчас его работа составляет основу теории оптики.

Джордж Беркли.

Только после 1710 года Беркли увлекся разными методами познания: тогда он написал «Трактат о принципах человеческого знания», в котором утверждал, что за пределами человеческого разума ничего не существует. Тогда-то ученый и почувствовал на себе шквал критики: ведущие философы того времени — такие, например, как Сэмюел Кларк или Уильям Уистон — просто смеялись над ним, называя его принципы ложными.

Неизвестно, по какой причине — возможно, из-за начавшейся травли в научном сообществе — Беркли отправился в грандиозный тур по Европе: вплоть до 1720 он объездил её вдоль и поперек, при этом больше всего времени посвятив изучению Апеннинского полуострова и итальянских городов. Впрочем, затем Беркли вернулся в родные пенаты: он вновь стал преподавать в стенах Тринити-колледжа.

Тринити-колледж в Дублине.

Неожиданно философу досталась большая сумма денег: по совершенно необъяснимым причинам возлюбленная писателя Джонатана Свифта «Ванесса» — настоящее имя Эстер Ваномри — завещала практически все своё состояние именно Беркли, с которым была едва знакома. Сам Свифт проявил благородство и не стал оспаривать решение Ванессы, впрочем, по оценкам современников, из-за неразберихи львиную долю денег женщины присвоило себе государство.

Полученные деньги Беркли инвестировал в свой диковатый, на первый взгляд, проект: ученый задумал открыть специальный колледж на Бермудских островах, в котором готовили бы миссионеров для работы в британских колониях. Они, по плану, должны были обращать язычников Северной Америки в христианство. Аристократы и даже британский парламент идею поддержали: так Беркли отправился в Америку, где ему, к слову, предложили очень скромную зарплату — порядка 100 фунтов стерлингов в год. В столь дальнее путешествие Беркли пустился не один, поскольку в 1728 году он успел жениться на Энн Форстер — дочери важного ирландского чиновника.

Город Беркли, названный в честь философа.

Между тем, жить на Бермудских островах сам Беркли пока не планировал: он посилился в районе Ньюпорта, на восточном побережье Северной Америки, где купил плантацию. Все его мысли были заняты обустройством идеального города, который потенциально должен был появиться на островах. Для этого, естественно, нужны были колоссальные вложения, которые британские власти все обещали сделать. Тем не менее, все ограничилось лишь обещаниями — до дела так и не дошло. Впрочем, пребывание Беркли в Северной Америке не прошло бесследно: помимо того, что у него появилось четверо детей, философ также приобрел верного ученика — Сэмюэля Джонсона. Он впоследствии по завету Беркли откроет колледж, из которого вырастет известный во всем мире Колумбийский университет. А вот город, в котором он расположен, так и назвали — Беркли.

Как бы то ни было, разочарованный Беркли вынужден был вернуться из Северной Америки в Лондон: там он занимался благотворительностью — помогал открывать больницы и даже принял участие в создании детского дома. В 1734 году Беркли получил должность епископа Клойнского по названию ирландского города Клойн. Там он написал свою самую популярную книгу: она была посвящена вовсе не философии, а тайным лечебным свойствам смолы. Спустя сто лет интеллектуалы, конечно, охотнее покупали книги с размышлениями Беркли, однако современникам по душе пришлось его абсолютно утилитарное сочинение о медицине. Умер выдающийся философ в Оксфорде в 1752 году: он поехал туда, чтобы контролировать обучение сына.

Джордж Беркли с товарищами и семьей.

В историю философии Беркли вошел в качестве одного из наиболее ярких представителей субъективного идеализма. Он, в частности, активно критиковал учение Исаака Ньютона и говорил о существовании только духовного бытия. «Странным образом среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум», — писал Беркли. За эти идеи Владимир Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» называл его одним из основоположников «буржуазной философии».

Цитаты и афоризмы епископа Беркли:

«В погоне за истиной мы должны остерегаться того, что нас вводят в заблуждение термины, которые мы неправильно понимаем»

«Абстрактные термины (какими бы полезными они ни были в споре) нужно отбросить при размышлении, поскольку разум должен быть сосредоточен на частном и конкретном, то есть на самих вещах»

«Мы должны думать с учёными, а говорить с простонародьем»

«Если дерево падает в лесу, но рядом нет никого, кто мог бы услышать это, издает ли оно звук?»

«Немногие думают, но все хотят иметь своё мнение»

«Тот, кто говорит, что честного человека не существует, можете быть уверены — сам мошенник»

«Я скорее был бы устрицей, нежели человеком. Самым глупым и бессмысленным из животных»

«Быть — значит быть воспринятым»

«Философы знают, что ничего не знают. Это и есть вершина и завершение человеческого познания»

«Толпа остается при своих заблуждениях и при всем том ухищряется устраивать свои жизненные делишки»

«Все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра»

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится