Как заключались браки в языческой Руси и после принятия христианства
В языческой Руси обычаи играли огромную роль, ими регулировались и семейные отношения. Для того чтобы брак считался заключенным, невесту похищали («умыкали»), получали за нее откупные, что основывалось на устных соглашениях между сторонами – об этом договаривались родители молодой с женихом или его родственниками. Существовали как моногамные, так и полигамные семьи.
После того как на Руси было принято христианство, брачными отношениями стала заведовать церковь, используя модель византийского брачно-семейного законодательства. Брак рассматривался как религиозное таинство, и церковь требовала соблюдения ряда условий для его заключения. Согласно Кормчей книге допускался один брак в жизни, перед венчанием обязательно проводился обряд обручения, что подтверждалось так называемой сговорной записью. Если какая-то из сторон не выполняла свое обещание, то она обязана была заплатить неустойку.
Чтобы брак свершился, родители молодых, и сами сочетающиеся должны были дать согласие. Возраст потенциальных супругов не мог быть менее 13 лет для особ женского пола и менее 15 - для мужчин.
Существовали и ещё некоторые причины для отказа в браке: физическая немощь, родственные отношения жениха и невесты, сан священника, монашество, а также доказанная вина в крахе предыдущего брака. Основной причиной отказа было нехристианское вероисповедание. Расторгать браки стало возможным с 1551 года, когда это прописали в Сборнике постановлений церковного собора, а особый вес для развода имела измена одного из супругов.
Не все правила строго исполнялись. Очень часто родители не спрашивали согласия молодых, поскольку по пришедшему из языческих времен обычаю брак рассматривался исключительно как имущественная сделка. Однако мнение родителей имело свой вес в знатных кругах. Простолюдины чаще заключали брак, основываясь на взаимном расположении друг к другу.
В средневековой Руси основой для регулирования семейных отношений использовался Домострой, его правила были обязательны. Идеальной моделью считалась моногамная патриархальная семья. Домострой объявлял семью высшей ценностью, которую следует беречь и не допускать ее распада.
Нововведения Петра I
После прихода к власти Петра I семейное право стало развиваться в качества важного элемента правовой структуры. Первый указ, который был выпущен царем, обрадовал многих, поскольку согласно ему ближайшие родственники молодых обязаны были присягнуть, что брак является добровольным и совершается по полному согласию сторон. Стало возможным расторгать обручение, неустойку за отказ вступать в брак перестали взимать. Родительская власть была уменьшена, а роль женщины в семье укреплена.
Расторгнуть брак было можно только при существовании весомых причин, а именно: пропажа супруга/супруги и отсутствие в течение трех лет, ссылка на вечную каторгу, измена мужа в доме супругов и предположение об измене жены, тяжёлая неизлечимая болезнь, половое бессилие, попытка покуситься на жизнь супруга или супруги, а также укрывание информации о подготавливаемых преступлениях против царя.
С 1722 года на приходских священников возлагается обязанность по регистрации браков. А в 1775 году заключить брак можно было только в церкви, к которой относился по проживанию один из брачующихся. Минимальный возраст для официального вступления в брак был повышен и стал составлять 16 лет для невесты и 18 лет для жениха. Но и повзрослевшие молодые должны были обязательно получить согласие родителей.
В сороковых годах XVIII века Cинод, заботясь о рождаемости, выпускает указ о запрете лицам, которым исполнилось 80 лет, вступать в брак. Документы, имеющие отношение к браку, стали вноситься в свод гражданских законов. Большое место уделяется регулировке семейных отношений, например, говорится, что муж обязан защищать и любить свою жену, помогать ей, прощать недостатки, а жена должна быть хозяйкой дома, беспрекословно слушаться мужа своего и любить его. Жить супруги должны в доме мужа.
Заключение браков в дореволюционной России
В XIX и начале XX века особых изменений в правила заключения брака внесено не было. Молодые, стремящаяся соединить своей судьбы, должны были испросить благословения у священника своего прихода. Если им хотелось обвенчаться в другом приходе, этого нельзя было сделать без разрешения священника той церкви, к которой они были приписаны. Чиновники и военные для того, чтобы женится, должны были иметь письменное согласие начальника. Жених и невеста получали так называемые предбрачное свидетельство, которое потом предъявлялось в храме для того, чтобы венчание было совершено.
Особые правила существовали для военных, поскольку они не относились к какому-то определенному приходу, их венчали там, где они жили. Разрешение начальства всё равно требовалось, но это не означало, что без него венчание не было бы совершенно. Но в этом случае военный получал строгий выговор.
Брак не заключался, если прежний не прекратился. Термин «прекращение» означал, что один из супругов скончался, либо брак был расторгнут. Отдельно стоит сказать про разводы. Оформить их официально было достаточно сложно, и процент разводов был ничтожен. Есть мнение историков, что большое количество незаконнорожденных детей появлялось в России именно из-за сложности процедуры развода.
Таким образом, вступить в брак можно было лишь получив разрешение от церкви и светской власти. Церковный допуск давала Духовная консистория, основываясь на показаниях священника того храма, к которому относились желающих вступить в брак. Светской властью уточнялись моменты, относящиеся к государственной юрисдикции, например, предстоит ли жениху в ближайшем времени военная служба.