В этих же целях открывали «лечебные» бани, где работали девушки миловидной внешности. Как относился к куртизанкам закон, какие отличительные знаки были у «веселых кварталов» и кто держал знаменитую баню в Авиньоне?
За интеллигентным на первый взгляд термином «гостеприимный гетеризм» — обычай, по которому хозяин предлагает гостю свою супругу или дочь. География этой традиции была достаточно широкой; и в Финикии, и в Индии гостеприимство не исчерпывалось вкусным ужином. Независимо от гетеризма в храмах развивалась ритуальная проституция. Кстати, в Вавилонии божеству служили таким образом и состоятельные дамы. В Индии схожая ритуальная практика существует до сих пор; женщины-девадаси остаются при храме до конца своей жизни и выступают перед посетителями с классическими ритуальными танцами.
Дома для свиданий работали с молчаливого согласия властей
В городах Древней Греции дома для свиданий встречались так же часто, как торговые лавки. Девушки легкого поведения выделялись из толпы вызывающей одеждой и ярким макияжем. На большой заработок могли рассчитывать только гетеры; с этими девушками проводили время политики и военачальники. Итогом нередко становился удачный брак. Так, например, в Афинах превозносили красоту девушки по имени Таис. Она была возлюбленной Александра Македонского, а позже вышла за египетского царя Птолемея I.
Если в древнегреческих полисах жрицы любви выделялись макияжем, то позже в разных странах сложилась целая система опознавательных «знаков». В Баварии девушек можно было узнать по зеленой вуали. В Австрии — по ярко-желтому шарфу. Красные банты, корзинка в правой руке, желтый головной убор и колокольчик на голове — куртизанок трудно было спутать с замужними женщинами. В Средние века, несмотря на проповеди и нравоучительные издания, публичные дома пользовались огромной популярностью у горожан. Их владельцы соревновались в том, чтобы удивить посетителей неожиданными костюмами или деталями интерьера. Помещения обставлялись с восточной роскошью: орнамент на стенах, многоцветие красок, мягкие диваны. Гаремный быт представлялся европейцам экзотичным, поэтому гостей публичных домов встречали, например, яркие птицы или необычные животные. Подборка картин на стенах должна была создавать романтическое настроение.
Еще одним местом для свиданий стали бани. Особенно популярными такие заведения были во Франции. В середине XV века бани появились в Дижоне. Современник писал: «В двух шагах от городского отеля были бани под управлением Жаннот Сэнян. Жаннот открывала свой дом для любовных встреч, пока на нее не донесли. То, что происходило в ее доме, не было секретом. Ее соседка Катерина, жена Генри, наблюдала за домом Жаннот. Более ста раз любопытная женщина смогла сосчитать благородных дам, которые втайне проникали в место погибели. Среди них — жена секретаря герцога Бургундии. Она приходила в бани в мужской день, бесстыдно говоря, что только злые умы могут увидеть в этом плохое. Она заказывала вино и мясо, чтобы там вкусно поесть, и приводила с собой подруг. Дама Катерина, которая наблюдала из своего окна, видела и бани, и комнатки, в которых уединялись пары, и даже завсегдатаев — благородных людей». Баня в Авиньоне на юго-востоке Франции предлагала гостям времяпровождение в саду, купальном зале и одной из 16 спален. С 1347 года в городе также работал публичный дом. Его работницам запрещалось выходить на улицу и промышлять «ремеслом Венеры» в окрестностях Авиньона.
В Вене «блудных дочерей» выискивали несколько тысяч агентов
Уже в XVI столетии французские власти запретили «многофункциональные» бани. Девушкам легкого поведения запрещалось приближаться к этим заведениям под угрозой штрафа или тюремного заключения. Несмотря на запреты, в одном только Париже искали работу несколько десятков тысяч жриц любви. Виктор Гюго по этому поводу писал: «Говорят, что европейская цивилизация упразднила рабство. Это заблуждение. Оно всё ещё существует, но теперь его тяжесть падает только на женщину, имя его — проституция. Его тяжесть падает на женщину, то есть на грацию, на слабость, на красоту, на материнство. Позор для мужчины, и при этом величайший позор». Этого мнения придерживался и ряд французских политиков, поэтому в 1871-м публичные дома были закрыты в XI округе Парижа. Меры нельзя назвать строгими — в городе оставались 185 тысяч проституток. Публичный дом был неотъемлемой частью парижской жизни. Обычно здесь до поздней ночи работал ресторан, огни которого привлекали случайных прохожих. Предприимчивые горожане распространяли листовки, в которых давали адреса борделей. Существовали правила, которых придерживались все заведения такого рода: они не должны были выделяться на фоне остальных домов, свет в комнатах борделя не выключали от заката до рассвета. В церковные праздники публичные дома не работали. У крупных заведений была своя территория. Посетитель мог заехать сюда, не привлекая лишнего внимания.
В Испании в 1348 году был введен кодекс под названием «Семь частей». В нем были статьи, касающиеся проституции. За сводничество грозила смертная казнь. Помещение, снятое для проституции, конфисковали. Тем не менее, в городах возникали кварталы красных фонарей за высокой стеной. Позже испанские монархи раздавали лицензии на открытие новых болделей. Несколько раз публичные дома в Испании закрывали и затем снова открывали по решению властей.
С распространением сифилиса за учет работниц взялась полиция
В Италии наиболее распространенной была уличная проституция. Указ 1384 года определял дресс-код девушек — обувь на высоких каблуках, перчатки и колокольчики на голове. В некоторых городах функционировала полиция нравов. В конце XIX века в стране были зарегистрированы около 10 тысяч девушек легкого поведения. Позже их обязали носить пропуск, в котором отмечались результаты медицинского осмотра. В 1958-м парламент Италии принял закон о борьбе с проституцией.
В Англии дома для свиданий запретили в 1545 году. А вот в викторианскую эпоху в этой сфере были задействованы до 80 тысяч женщин в одном только Лондоне. В городе распространяли каталоги проституток под названием «Ночной путеводитель франта по столице».
В конце XIX века на парижских улицах «охотились» 200 тысяч проституток
Чтобы заполучить новых работниц, владельцы шли на ухищрения — например, обещали оплатить все долги. Дома терпимости, как правило, работали с молчаливого согласия местных властей при условии своевременных взносов в казну. В связи с распространением сифилиса муниципалитеты распоряжались о медицинских обследовании девушек в борделях. В странах Западной Европы правоохранительные органы вели их учет. Надо сказать, что в отдельных случаях монархи ликвидировать публичные дома. Так, эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Богемии Мария-Тереза в середине XVIII столетия ввела систему наказаний для проституток. Их отслеживала «комиссия целомудрия». В одной только Вене работали несколько тысяч агентов этой комиссии. Патрули дежурили в театрах и трактирах, поэтому круг подозреваемых был широким. На глазах у зевак арестанток секли розгами, мазали дегтем. Для «перевоспитания» девушек приговаривали к общественным работам.
В конце XIX века во Франции появились куртизанки-знаменитости. Среди них — танцовщица Прекрасная Отеро, изображение которой красовалось на почтовых открытках. Каролина родилась в семье проститутки и сбежала из дома в 12 лет. Она подрабатывала танцовщицей и позже попала в руки сутенера. Девушка выступала в парижском кабаре Фоли-Бержер и стала звездой испанского танца. Ею восхищались Вильгельм II, Альфонс III и Эдуард VII. Прекрасная Отеро обожала азартные игры и проиграла в казино Монте-Карло целое состояние. Позже, когда танцовщица ушла со сцены, казино выплачивало ей ежемесячное пособие в память о проигранных суммах.
Еще одной знаменитой куртизанкой была Бланш д’Антиньи. Она сбежала из дома с любовником в 14 лет. После расставания девушка стала жить с цыганами. Затем перебралась в Россию, где покорила управляющего Третьим отделением Николая Мезенцова. Девушка была склонна к авантюрным выходкам и вела себя вызывающе, за что ее и выслали домой. В Париже Бланш выступала в операх-буфф, позжепереехала в Египет и вступила в интимную связь с вице-султаном.
С началом Первой мировой в Европе наблюдался всплеск проституции. Эта тенденция продолжилась и в послевоенные годы.