Сюжет
Шесть слепых цепочкой движутся по наклонной. Поводырь оступился, и вслед за ним летит в яму еще один слепой. Остальных ждет то же, если они не «прозреют».
Сюжет основан на библейской притче (Матф. 15:14): «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Брейгель, использовав первоисточник, постарался воплотить идею о «слепом» обществе, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной.
На контрасте показана природа. Ее идиллический вид словно бы подсказывает героям выход из тупика. Однако они слепы и им предстоит пережить падение.
Контекст
Картина относится к позднему периоду творчества Брейгеля, когда художник погружался в пессимистические раздумья о человеческой природе.
В целом же, стиль Брейгеля — это умение собрать мозаику из описания нравов, фиксации происходящего и морали. Пороки — скупость, эгоизм, чревоугодие, прелюбодеяние — воплощаются в образах живых людей, их поступках. При этом грешники, как правило, не выделены либо обозначены слегка в общей массе персонажей. Художник не морализирует, а предлагает зрителю самому подумать и принять решение, что есть грех и как его избежать.
Вдохновение художник черпал в фольклоре и религиозных сюжетах — на его полотнах народные образы соединены с христианской догмой. Таким образом Брейгель показывал единство человека и природы. Героем его картин была не отдельная личность, а коллектив.
Брейгель не писал заказных портретов и обнаженных фигур. Нагими у него могли быть только демоны. Люди же закутаны настолько, что подчас не различить их фигур.
Судьба художника
Почти не сохранилось сведений о Питере Брейгеле-старшем. Он не писал статей и трактатов, не оставил ни переписки, ни мемуаров, ни портретов жены, детей и друзей. Исследователям известно только 3 документа, относящихся непосредственно к Брейгелю: справка о принятии в Гильдию живописцев в Антверпене (1551 г.), регистрация его брака (1563 г.) и сведения о его смерти и погребении (1569 г.).
Известно также, что начинал он как график в Антверпене. На его творчество повлияли итальянские мастера, работы которых он увидел во время путешествия на Апеннинский полуостров.
Большая часть его картин посвящена жизни крестьян. Причем последние показаны не тупыми обжорами и пьяницами, а обычными людьми, которым свойственны разные чувства, в том числе и благородные порывы. Для публики того времени, привыкшей, что крестьяне были героями сатирических стихотворений, рассказов и масленичных пьес, было непонятно, как можно относиться к картинам Брейгеля серьезно.
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель, где жил художник. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере религиозного террора и в цветах крови.