Золотая Орда и её наследники: в полон да на рынок
Со времен завоевания Чингисханом в 1220 году Средней Азии, невольники стали чуть ли не обязательным атрибутом всех военных и светских мероприятий монголов. При захвате Хорезма, Бухары, Самарканда, Мерва пленных не брали: купцов, мастеров, детей и свободных женщин отделяли от общей массы и могли использовать в собственных целях, остальных — казнили либо насиловали. В Хорезме сын завоевателя царевич Джучи устроил кулачные бои между захваченными женщинами. Тех, кто помоложе и покрасивее, оставили в живых, отвергнутых — заставили драться. После окончания своеобразного побоища его участницы были обезглавлены. Чуть позднее монгольские полководцы использовали пленных как живой щит на полях сражений, выставляя их группы перед основными отрядами. В основном это были пленные мусульмане. Если же невольники бежали, они попадали под кривые мечи и копья монгольских нукеров.
С образованием Улуса Джучи, или Золотой Орды, у рабов появилась возможность так называемой общественной жизни. Экономика самой западной части Великой Монгольской Империи не нуждалась в огромном количестве невольников. С проникновением мусульманской культуры во второй половине XIII — начале XIV в. в обиход золотоордынской знати входит содержание определенного количества наложниц или рабов при дворе. Степная аристократия с удовольствием окружала себя молодыми и прекрасными рабынями, которые, ко всему прочему, зачастую были верны своему господину и даже влюблялись в знатных воинов, нойонов, мурз и беклярбеков.
Штат рабов мог доходить до 200 человек: там были и юноши, которые возили свиту (улакши), старые и молодые девы, которые во всём помогали своей госпоже, а также охрана, состоящая из безвольных мужчин с палками и мечами в количестве 50 человек. Все они следили за красотой своей хозяйки, за порядком в жилище и сохранностью имущества. Более низших по статусу невольников использовали как пастухов.
О быте слуг сказано очень мало: например, грузинский хронист Киракос Гандзакеци отмечал, что питание знатных монголов не отличалось от их слуг. Тем не менее в период развития Золотой Орды статус рабов становился ниже, повинности были тяжелы, наказания были суровыми, а про поощрения говорить не приходилось.
Подавляющее большинство невольников отправляли на рынки. Этнический состав их мог быть очень пёстрым: это были не только завоеванные народы, но и сами татары. Оттуда они отправлялись в Египет или Сирию большими партиями. Однако в 1322 году хан Узбек наложил ограничение на приобретение рабов. При хане Джанибеке работорговля была вовсе запрещена.
Рабы мужского пола использовались только в военное время в качестве живого щита. Те, кто не обладал оружием ценились несколько выше. Мастера, ремесленники, дети и женщины не могли остаться без работы. Умелых и образованных привлекали к строительству, невольницы пополняли гаремы и становились служанками, детям и далеким от военного дела доверяли пасти скот или возделывать землю. Но основная масса невольников становилась товаром на специализированных рынках.
Во время распада золотоордынского государства и появления самостоятельных образований таких, как Крымское и Казанские ханства ситуация в отношении невольников не поменялась. В Крыму процветала работорговля: генуэзские и венецианские купцы с большим удовольствием выставляли живой товар на обозрение.
Рабы в хозяйственной жизни Крымского ханства не были востребованными. Если за пленника полагался хороший выкуп, он мог работать на своего хозяина, помогая ему в полях и на виноградниках. Крымско-татарская знать использовала рабов согласно золотоордынской традиции: они так же приумножали гаремы и прислуживали своим господам при дворе. В кругу элиты рабы были пригодны в качестве слуг, евнухов, наложниц, музыкантов, поэтов и охраны.
В среде простых земледельцев рабский труд был совершенно бесполезен: у невольника не было желания трудиться, он не знал местных особенностей и кормить его становилось тяжелее из-за неурожаев, которые случались на Крымском полуострове.
Набеги происходили нечасто, но тем не менее поток рабов, который проходил через крымские рынки был ощутимым. За весь период истории Крымского ханства не менее 3 млн невольников из близлежащий регионов (Русские земли, Речь Посполитая, Северный Кавказ) было отправлено транзитом на турецкие базары. Далеко не все они были военной добычей: история знает массу примеров, когда жители южной Руси и Северного Кавказа продавали в рабство своих детей. Мусульманские работорговцы освобождали невольников, исповедующих ислам, а купцы христианского вероисповедания совершенно не стеснялись продавать в рабство единоверцев.
Ярмо по-турецки
Рост османского бейлика в XIV века сопровождался военными походами с завоеванием новых территорий и порабощением местного населения. Особенно ярко это проявлялось в период турецкой экспансии на Балканах в конце XIV — начале XV столетия. Молодая империя быстро расширялась: новые территории и подданные, которые особенно преуспевали в акклиматизации и адаптации. Первый шаг к использованию рабов сделал султан Мурад I, который в 1365 году набрал из порабощённых семей сербов, греков, болгар и боснийцев мальчиков для военной службы. Так было образованно самое преданное и жестокое подразделение из невольников в армии турецкого султана — корпус янычар.
В отличие от Золотой Орды, экономическая ситуация в бурно развивающемся государстве османов требовала больше рабочей силы. Новые завоевания позволяли иметь достаточное количество рабов для хозяйственных нужд, а также формировали условия для оборота невольников на рынках. Синоп, Тарпезунд, Бурса, а позднее и Стамбул становятся центрами работорговли. От цены на живой товар зависело положение невольника: когда его стоимость падала, ему не приходилось ждать гуманного отношения со стороны хозяина. Рост цен, напротив, возвышал раба и давал ему некие бонусы. В этот момент его берегли.
Тем не менее невольник как зависимая категория населения Оттоманской Порты имел ряд прав, хотя его положение всё же было низким. Кораном предписывались обязательства хозяина перед рабом: господин был обязан предоставлять одежду, оказывать необходимую медицинскую помощь, обеспечивать питание. В противном случае кадий мог заставить владельца выставить раба на продажу или отпустить. Раб — член семьи, работа которого по большей части являлась домашней.
Со временем невольников начали обучать ремеслу и профессиям. Женщины становились служанками и наложницами, коих было много. Мужчины занимали места пахарей, конюхов, сторожей, хлебопёков, коммерческих агентов и даже доверенных лиц своих хозяев. Отдельная категория — невольники на галерах, которых добывали в морских сражениях или набегах. Как правило, это были крепкие и выносливые жители Восточной Европы, которых специально подряжали на тяжелые и изнурительные работы.
В мусульманском мире социальная мобильность была выше, чем в христианском. Раб мог принять ислам и стать совершенно свободным. Безвольные могли участвовать в брачном процессе: рождения первого ребёнка влекло смену социального статуса. Его происхождение не мешало продвигаться по карьерной лестнице, учиться и приобретать имущество.