В чем здесь дело? Ведь в Советском Союзе снималось немало фильмов на военную тематику. А запомнился почему-то именно этот. Вероятно, сыграли свою роль несколько моментов: великолепный литературный материал (одноименный роман Юлиана Семенова), великолепная работа режиссера Татьяны Лиозновой, великолепный подбор актеров и их великолепная игра и, наконец, музыка Микаэла Таривердиева. Не слишком ли много великолепного? Так ведь и фильм великолепный. Фильм, который готова была по много раз пересматривать вся страна от мала до велика.
Позднейшая критика
Да, через много лет после выхода телефильма на экраны появились работы экспертов, которые отмечали некоторые казусы и нелепости, некоторые исторические несовпадения с действительностью в «Семнадцати мгновениях весны». Иногда даже говорят, что фильм показывает не столько жизнь нацисткой Германии, сколько жизнь нацистов так, как если бы они жили в сталинском СССР. Но при этом никто и никогда не оспаривал серьезно его художественной ценности. Режиссер и актеры, вероятно, справились с той сверхзадачей, которую ставили перед собой. «Семнадцать мгновений весны» - шедевр, который вышел из общего ряда и сам стал отдельной художественной ценностью, вселенной, в которой и вокруг которой роятся свои миры. Вспомним только то, что совсем уж на поверхности. Например, невероятное количество анекдотов, основанных на фильме.
Актерские работы. Тихонов
После Штирлица в исполнении Вячеслава Тихонова советским мальчишкам казалось, что вот только таким должен быть настоящий разведчик. Это был идеальный разведчик. Да что греха таить, наверняка и многие взрослые полагали именно так. Кстати, кто-то когда-то сказал, что популярность Штирлица в народе была вызвана тем, что он воспринимался как желаемый тип… советского человека. Не в том смысле, что каждый советский человек должен быть шпионом. А в смысле сдержанности, рассудительности и, конечно, высоких моральных качеств. Может быть, это и так. Как, знаете, иногда говорят, что популярность автомобиля «Шкода» в России так высока, оттого что ее воспринимают как «Ладу», только в идеале – такой, какой она должна быть.
Актерские работы. Табаков
Шелленберг. Шелленберг Табакова оказался настолько прямым попаданием, что исполнитель роли Бормана – Визбор - однажды рассказал такую историю: будто после того, как фильм был показан, пришло письмо от племянницы Шелленберга, в котором выражалась благодарность Табакову, поскольку он был так похож на своего персонажа, что семейство много раз пересматривало фильм, чтобы еще и еще раз вспомнить «дядюшку» Вальтера. Другой вопрос, где они его «пересматривали». Не на советском же ТВ. Так что история вполне может быть просто байкой. Но такие байки не рождаются из ничего.
Актерские работы. Броневой
Знаете, можно было бы говорить о многих актерах, сыгравших в этом фильме, и об их великолепных работах, о том же Визборе, например, но мы сейчас будем говорить о Леониде Броневом. По понятной и очень трагичной причине: девятого декабря мастер ушел из жизни. Но говорить о нем мы будем не в контексте его роли Мюллера в «Семнадцати мгновениях весны», хотя она была исполнена блестяще. Вернее, не только и не столько в ее контексте, сколько в контексте очень непростой и очень трудовой жизни актера. И здесь есть о чем поговорить.
«Папаша Мюллер»
«Семнадцать мгновений весны» - это действительно «семнадцать мгновений мастерства» от замечательных мастеров актерского искусства. Советского, русского актерского искусства. И Леонид Броневой стал необычайно популярен в СССР именно после исполнения роли Мюллера в «Семнадцати мгновениях весны». Он сам прекрасно осознавал значение этой роли, в какой-то мере тяготился ею, поскольку не хотел остаться в памяти звездой одной роли и не хотел, чтобы режиссеры в дальнейшем эксплуатировали его исключительно в амплуа умных и обаятельных злодеев. Но никогда Броневой и не отказывался от нее, если можно так сказать. Хотя его «мгновения мастерства» выходят далеко за пределы одного этого фильма.
Сын врага народа
Теперь, после смерти актера, читая его биографию, многие удивляются: надо же, а он родился-то оказывается в Киеве и долгое время жил вдали от столицы. Это оттого, насколько уместным был Броневой именно в ранге одного из лучших столичных актеров. Но родился он действительно в столице Украины, 17 декабря далекого уже 1928 года. И, в общем, несмотря на сложное время, ничто поначалу не предвещало последующих трудностей. Рос, учился, в том числе и игре на скрипке в музыкальной школе. Да вот беда, родился он в семье, которая впоследствии будет именоваться семьей врага народа.
Чекист и троцкист
Папа Леонида Сергеевича Броневого – Соломон Иосифович Броневой. Отчество актера – Сергеевич – появилось после развода родителей. Именно тогда его мама - Белла Львовна Ландау - и поменяла сыну отчество на Сергеевич. Так вот, биография отца Леонида Броневого интересна и трагична. Сам он из семьи кондитера из Одессы. Участник гражданской войны. Затем работал в ОГПУ. Потом в Институте народного хозяйства Украинской ССР. Все было замечательно. Однако в 1927 году его обвинили в троцкизме, исключили из партии и уволили из института.
Взлет карьеры
Неизвестно, чем бы это тогда вообще могло закончиться. Но помог старший брат. И уже в следующем, 1928 году, дела Соломона Сергеевича пошли в гору. Его снова взяли в ГПУ, и он дорос до майора. В 1935 году его, правда, вновь уволили, и он стал работать начальником парка культуры и отдыха. Все в том же Киеве. Но в 1936 году его все-таки арестовали. Потом заключение, потом поселение. Освободился Соломон Сергеевич лишь в 1954 году.
С глаз долой
Вот так Леонид и его мама стали семьей врага народа. И перемена отчества не спасла. Отправили из Киева, как сообщается в биографиях, аж в Кировскую область. Что называется, с глаз долой. Правда, в 1941 году им было разрешено вновь вернуться в Киев.
Но тут как раз грянула война.
И семья эвакуировалась в Казахстан. В Чимкент.
Начало трудовой жизни
Именно в Чимкенте началась трудовая жизнь Леонида Броневого. Разумеется, до актерства было еще очень далеко. Это была трудовая жизнь пекаря или секретаря-машиниста. Хотя был и театр. Кукольный. Там Броневой трудился в пошивочном цехе. Ну и учился в школе, конечно. Но как бы то ни было, именно с чимкентских времен Леонид Броневой вел фактически самостоятельную жизнь. Полагаясь только на себя.
Рабочие скитания
Леонид Броневой окончил школу экстерном. В 1944 году. И поступил (иногда пишут, что по совету матери) в Ташкентский театрально-художественный институт имени А. Н. Островского. При этом средств к существованию явно не хватало. И студент Броневой подрабатывал. Вел, например, передачи на радио. Причем, на Узбекском языке. Ну а на каком еще? А потом закрутилось. В 1950 году Леонид выпускается из института. Его распределяют в Магнитогорск. В драматический театр имени Пушкина. И снова нехватка денег. Молодому актеру практически не давали никаких ролей. Что значит, нехватка денег? На еду не хватало. Потом театр в Оренбурге. Об этом периоде своей актерской жизни Броневой впоследствии высказывался достаточно откровенно, рассказывая, что актеры провинциальных театров работают не в пример больше, нежели актеры театров столичных. Дело в том, что в провинции театр - не то зрелище, которое собирает полные залы. Гурманов от искусства маловато, поэтому надо постоянно чем-то удивлять, демонстрировать что-то новое. Отсюда необходимость выпускать по пять спектаклей в год. О московских же актерах Броневой говорил, что в столицах, конечно, «баре» готовят один, ну максимум два спектакля в год.
Учеба в столице
Затем, правда, в 1953 году Леонид Броневой поступает в знаменитую Школу-студию имени Немировича-Данченко при Московском художественном театре. Снова-таки, иногда пишут, что только благодаря тому, что был знаком с Алексеем Грибовым, которого многие и многие считают актером великим. Но тут ведь тоже, если на самом деле, то «знакомство» появилось только благодаря самому Броневому. Он был в восторге от игры Грибова и написал тому письмо. А Грибов возьми, да и ответь. Поступил Броневой сразу на третий курс. Что понятно, в принципе, он уже имел соответствующее образование – нужны были уроки мастеров и статус. Что студия несомненно давала. А дальше, после выпуска, все то же. Провинциальные театры. Благодарность за любые роли. Броневой женился. На актрисе. У них родилась дочь – Валентина.
И вот, в 1958 году семья переезжает в Воронеж, где главу актерского семейства ждали в театре драмы имени Кольцова. Но в Воронеже Броневой прожил с семьей недолго.
Москва. После трагедии
Броневой, наконец, перебирается в Москву. В 1961 году. Но это произошло после смерти его жены. Он перебирается в квартиру, где жила ее семья, и начинает поиски работы. Но тщетно. Его никуда не берут – пробы в московских театрах оказываются неудачны. Вы можете в это верить теперь, уже зная величину таланта Броневого?
Однако же именно так и было. И снова безденежье. Причем настолько тотальное, что, говорят, будто Броневой зарабатывал деньги… играя в домино.
На Малой Бронной
В 1962 году Броневому улыбается удача: его берут в театр на Малой Бронной. В этом театре он будет играть долгие двадцать пять лет. Но сказать, что этот театральный период был золотым в его актерской судьбе, тоже нельзя. Дело в том, что тогда в театре на Малой Бронной оказался и Эфрос. И вот, как многие пишут, отношения с этим талантливейшим режиссером у Броневого складывались не то чтобы очень просто. То есть с ролями было все в порядке. Именно в этот период актера, что называется, эксплуатировали по полной программе, он не оказался на задворках. Но, как вспоминал сам Броневой, Эфрос видел его в основном в роли отрицательных персонажей. А это значит, что он находил и пытался вытащить на поверхность отрицательные свойства самого актера. Броневой же по этому поводу думал, что, видимо, он действительно какое-то жуткое чудовище, раз ему дают такие роли. В зеркало, говорит, не мог на себя смотреть.
«Ленком». Захаров
Своего режиссера Броневой нашел поздно. Актеру было уже шестьдесят, когда его позвал Марк Захаров. Так уже именитый актер оказался на сцене «Ленкома», на которой играл до самой смерти. Однако сказать, что Захаров и Броневой встретились на рабочей площадке лишь в 1988 году, нельзя. Ведь до этого были два прекрасных фильма, снятых Захаровым, в которых играл Броневой. Это «Тот самый Мюнхгаузен» 1979 года и, конечно же, «Формула любви» 1984 года.
Голубой экран. Цитатник
Здесь как раз наступила пора напомнить о телевизионных работах Леонида Броневого, о фильмах, в которых он снялся. Их было множество. Давайте просто вспомним те его роли, которые буквально сразили всех зрителей, заставляя их цитировать реплики актера при любом удобном случае. Ну вот это, хотя бы: «Штирлиц, а вас я попрошу остаться» или вот: «Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому. Порой даже самому себе. Мне можно». Впрочем, о «Семнадцати мгновениях весны» и Мюллере мы уже упоминали. Тогда, вот, Герцог из «Тот самый Мюнхгаузен»: «Мне - в этом? В однобортном? Да вы что? Не знаете, что в однобортном сейчас уже никто не воюет? Безобразие! Война у порога, а мы не готовы! Нет, мы не готовы к войне!».
А это: «Заметьте, не я это предложил!» - Аркадий Велюров из «Покровских ворот».
Ну и незабвенная «Формула любви»: «А голова предмет темный и исследованию не подлежит».
Вся жизнь – театр
Да, если говорить о Леониде Броневом, то и правда можно воскликнуть «Вся жизнь – театр!» Только в применении к его жизни, в этом восклицании не будет никакой горечи. Сколько мгновений мастерства было в его жизни? Уж точно, что более семнадцати. И «Семнадцать мгновений весны» здесь просто затравка. Хотя и весьма талантливая. Но главное, вспоминая о Броневом, мы, прежде всего, видим перед собой человека, пережившего массу испытаний, прошедшего по очень непростой дороге. И прошедшего с огромным достоинством.