Поэтами рождаются, ораторами - становятся. (Марк Тулий Цицерон, "Речь в защиту Архия")
Ораторское искусство в Древнем Риме
В Древнем Риме любой, кто хоть как-то причастен к политике, обязан был владеть искусством красноречия. Музыка, живопись и прочие "средства самовыражения" - это все для праздного времяпрепровождения и "ленивых дней". Те же мужи, которые хотят быть деятельными и полезными обществу, должны овладеть ораторским искусством. Выступать, стоя на огромной площади, перед целой толпой и своими словами заставить людей поверить в собственную божественность - дело истинного римлянина.
Не пугающий "пилум", не острый "гладиус" и даже не раскатистый голос центуриона. Слово - вот главное оружие великой империи. И слово это использовалось очень умело. Громкие дебаты и шумные собрания, изречения на площади и разговор наедине - все это построило крупнейший государственный институт. И уж если решил руководить политической колесницей, то сперва докажи, что ты настоящий римский оратор.
Но какие же черты будут общими для этих сладкоречивых воинов? Каким талантом они объединены? Чтобы узнать, попробуем взглянуть поближе на столпы ораторства Древнего Рима.
Марк Тулий Цицерон
Говоря об ораторском искусстве, мы не можем не сказать о ярчайшем его представителе. Древнеримский философ Цицерон являл собой практическое, истинно римское искусство красноречия. Он получил хорошее образование, которое, однако, не смогло насытить его жажду знаний. Еще в подростковом возрасте он выучил греческий язык и впитывал знания эллинских учителей, увлекался ораторством и философией. Трудолюбие и талант сослужили ему хорошую службу. Первую речь, "в защиту Квинция", Цицерон произнес в возрасте двадцати пяти лет. Он словами проникал в разум людей, побуждая их к делу, и тем самым вымостил себе дорогу в историю.
Ничего так не следует остерегаться в старости, как лени и безделья.
Но что же насчет таланта? Какими особенными умениями он обладал? Цицерон хорошо понимал не только риторику, но и гражданское право, философию. Он считал, что римскому оратору необходимо быть образованным, начитанным и иметь некое чувство такта. Литература, по его мнению, отлично помогает развитию навыков риторики.
Ведь нужно не только овладеть мудростью, но и уметь пользоваться ею.
Одно из главных умений Марка Тулия Цицерона - делать повествование "живым". В его судебных речах, часто обязанных быть скучными и однородными, утопали все присутствующие. Он гениально "рисовал портреты" участников и представлял всю картину даже ярче, чем она есть на самом деле. Юмор использовался уместно и делал речь естественной. Выразительные и художественные средства никогда им не избегались. Живые метафоры и меткие сравнения - вот то, что приковывало к нему внимание людей. И как только все были захвачены в тиски повествования, речь набирала обороты и оканчивалась мощным эмоциональным всплеском. Открыть людской разум и вложить туда нужные чувства - дело истинного мастера.
Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием.
Сенека Старший
Почему Старший? Его еще называют Сенека-отец. Он был родителем известного философа-стоика Сенеки. Здесь мы поговорим именно об отце, ведь сын вложил душу не в риторику, а в развитие философии стоицизма. Крайне интересная тема, но о ней в другой раз.
На ораторском поприще Сенека никогда не пользовался известностью профессионального ритора, что, однако, не мешало ему посещать ораторские мероприятия. На них он впитывал знания и анализировал речи других. Этот факт присутствия позволил ему написать сочинение, в котором он характеризует ораторов его времени. Римский оратор Сенека, не уступая своему вдохновителю - Цицерону, рисует живые картины и изображает риторов во всех деталях, приправляя все это остроумными анекдотами. Цитаты Сенеки реже относятся к политике.
Марку Антонию Цицерон не враг, а угрызение совести.
Сенека восхищался известным оратором Цицероном и его последовательностью. Ему были чужды крайности ораторства, развивающиеся после смерти Марка Тулия. И влияние "духовного наставника" отчетливо прослеживается. Разумеется, это не абсолютное сходство, лишь некоторые, едва заметные тропинки мысли. Если же Цицерон, будучи любителем трагических и эпических произведений, отражает в своих речах высокий призыв и героическую готовность, то Сенека куда больше преуспел в делах юмора. Он прекрасно вставлял его под опору текста, не давая повествованию разрушиться. Отличная цитата Сенеки, часто многими забываемая:
Уметь говорить - менее важное достоинство, нежели уметь остановиться.
Марк Фабий Квинтилиан
Квинтилиану с детства была уготована ораторская стезя. Его отец и дед были риторами. Он получил хорошее образование в Риме и готовился к выступлениям в суде. Однако, несмотря на удачную практику судебного оратора, полностью посвятил себя преподавательской деятельности. Его теоретические записи использовались повсеместно и несли в себе кладезь знаний для начинающих риторов. Некоторые современники даже ставили его на один уровень с Цицероном.
Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?
Всеобщая популярность снизошла на него во время правления Домициана. Прославляя кровавого диктатора, он познал внезапный взлет на вершину славы. Но не будем судить историю свысока. Жизнь его, тем не менее, была не так безоблачна, как карьера. Потеряв жену и двух сыновей, он остался в одиночестве, которое усугублялось все нараставшим террором Домициана. Уйдя из жизни настолько трагически, он оставил после себя наследие, которым пользовались следующие поколения ораторов.
Марк Валерий Мессала Корвин
Путь Марка Валерия немного отличался от предыдущих ораторов. Большую часть жизни он провел на поле боя и в государственных делах. Начал с должности легата, а закончил самым уважаемым человеком в сенате. Военная жизнь Мессалы была полна трудностей, и не всегда он служил одному командиру. Однако, по утверждениям его современников, не был лишен благородства.
В ораторском деле он преуспел не менее, чем в военном. Мессала был одним из первопроходцев ораторского искусства своего времени. Многие из тех, кто был неизвестен тогда, но кому судьба уготовила великое признание, очень высоко отзывались о речах уже тогда известного оратора Мессалы. Цицерон восхищается его речью, Квинтилиан отмечает благородство его слога, а учителя красноречия часто ставят в основу обучения его ораторский стиль.
Талант или трудолюбие?
Что же общего между всеми этими людьми? Какая нить их связывает? Деятельный Цицерон, внимательный Сенека, любознательный Квинтилиан, опытный Мессала. Они не "задвигали" умные речи сразу после рождения, не стали гениальными детьми. Всем премудростям великие ораторы Древнего Рима учились на протяжении жизни. Каждого постигла разная судьба, каждый использовал разные методы обучения.
Но мы их вытащили из недр истории именно затем, чтобы искать общее, а не частное. И без ответа мы их не отпустим. Цицерон был, несомненно, очень жаден до знаний. Он заключил, что важнейшее для настоящего римского оратора - широкий кругозор. Сенека начал свой путь на вершину пьедестала с постоянного слушания других риторов. Квинтилиан был поглощен теорией и подробно исследовал каждую вещь. Мессала был поглощен государственной и военной политикой, а значит, и речи о ней были преисполнены знаний.
"Философский камень" оратора
Значит, что главное для оратора - жажда знаний. Действительно, дикции, грамотности и построению речи можно научиться, а вот широта сознания - не такой очевидный "навык".
Мы, едва явившись на свет, уже оказываемся в хаосе ложных мнений и чуть ли не с молоком кормилицы, можно сказать, впиваем заблуждения. Марк Тулий Цицерон, "Тускуланские беседы"
Если все вместе наблюдают за тенями на стене пещеры, то едва ли могут предполагать, что за ее пределами лучше. И дело оратора - убедить их выглянуть из кокона и хотя бы мельком взглянуть на реальный мир. Но для этого ему самому сначала нужно вырваться из мрачного плена.