Рожденный на Смоленщине в 1874 году в простой крестьянской семье, Сергей Коненков получил прекрасное образование – сначала окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Деньги на его учебу собрали родственники. Кстати, в дальнейшем, уже состоявшись как профессионал, он и сам не раз помогал материально как родным, так и землякам.
В 1912 году молодой скульптор посещает Грецию и Египет и работает над «лесной серией». Результатом становятся изображения лесовичков, деревенских жителей и сказочных древнеязыческих героев.
Но душа его требует новых знаний и новых экспериментов. В 20-х годах Коненков вместе с молодой женой Маргаритой Воронцовой уезжает в Америку на выставку – показать себя и перенять новый опыт.
Он собирался пробыть в США недолго, но остался на двадцать лет. В Нью-Йорке у Коненкова много заказов, он востребован. И именно там начинается его глубокое увлечение теологией (в частности – Библией) и философией. Именно там появляются его загадочные работы, которые сейчас принято называть общим термином «космогония». На самом деле тема религии интересовала ваятеля с самых юных лет. Например, его дипломная работа в далеком 1902 году называлась "Самсон, разрывающий узы". Судя по всему, на чужбине, в дали от революционных и атеистических лозунгов, эта жажда познать смысл существования человечества вырвалась на свободу.
Изучая в США работы теологов и астрономов, Коненков пытался расшифровать не только Апокалипсис, но и тайный смысл пирамиды Хеопса, а также другие памятники истории, которые считал неким посланием далеких предков. Особенно скрупулезно он изучал книги Исаака Ньютона, пытаясь найти в его исследованиях ключ к познанию загадки мироздания.
Рисунки-размышления Сергея Коненкова на темы Библии и Апокалипсиса представляют собой зашифрованные пророческие знаки современникам и потомкам. И, надо сказать, выглядят они весьма экстравагантно, если смотреть на них глазами советского человека тех лет: они будто бы опережают свое время.
Изображения Христа, пророков и апостолов на фоне загадочных линий, кругов, небесных светил и надписей долгое время оставались в тайне. Коненков взял с близких слово никому о них не рассказывать и, помимо родственников, знали об их существовании только Альберт Эйнштейн и… Иосиф Сталин.
Находясь в Америке, Коненков не раз отправлял свои картины и пророческие послания советскому вождю. В своих письмах он часто называл Сталина «братом во Христе» и в весьма необычной форме (в виде библейских цитат) пытался делать предупреждения. Как позже удалось расшифровать исследователям, Коненков предсказывал начало и ход Второй Мировой войны, роль в ней Иосифа Сталина и даже наступление Апокалипсиса.
Вот отрывок из письма, написанного Коненковым 14 июля 1940 года:
«Дорогой брат Иосиф Виссарионович!
…Вновь предупреждаем Вас, так как час близок. У Вас там будет великое смятение и замешание и мы должны Вас уведомить о том, а также о том, что до этого мы (последние члены Церкви Христовой) должны быть там у Вас…
…Когда Сатана, чрез своего агента Гога, который теперь действует в земле Магога, подобьет все народы, тогда он (Сатана) направит Гога на Россию».
А 15 января 1941 года скульптор пишет Сталину следующее:
Дорогой Брат Иосиф Виссарионович!
Приближается весна 1941 г., а с ней и то тяжкое время, о котором наш Господь, Иисус Христос, сказал: "Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть" (Матфея 24:21-22). Гитлер изменит Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, как в символе (фигуре) Седекия, царь Иерусалимский, изменил царю Навуходоносору, как читаем о том: "...и отложился от царя Навуходоносора, взявшаго клятву с него именем Бога, - и сделал упругою шею свою"... (2 Паралип. 36:11-13) ... так поступит и Гитлер. И тогда Вы вынуждены будете взяться за меч».
Известно, что Иосиф Сталин читал письма Коненкова и наверняка не оставил их без внимания, ведь к скульптору, несмотря на его неслыханно долгое пребывание в Америке, вождь всегда относился с уважением.
Годы спустя американские теологи и астрологи узнали о существовании графической «Библии Коненкова», которая якобы предсказывает будущее. Ее следы они пытались найти в США, но тщетно. Ведь еще в 1945 году, когда Коненков вернулся в СССР на пароходе, предоставленном ему по личному распоряжению самого Сталина, все его работы из американской мастерской были переправлены на Родину. В том числе – картины и наброски из цикла «Космогония».
В Москве Сергею Коненкову предоставили мастерскую на улице Горького (ныне – Тверская). Многие его работы (главным образом – скульптуры) пополнили залы ведущих музеев нашей страны и частные коллекции, но только не космогонии. Он продолжал скрывать свои пророческие картины от посторонних. Лишь несколько лет назад исследователям удалось более или менее собрать таинственные картины воедино. И на то, чтобы расшифровать их до конца и понять весь смысл, уйдут годы...
Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Сергей Коненков умер в 1971 году в возрасте 97 лет. Он пророчил себе целый век, но на этот раз его предсказание оказалось не совсем точным.