Сказки старой Праги
734
просмотров
Столица Чехии как волшебный ларец, где хранятся необыкновенные персонажи и легенды. Некоторые истории печальные и красивые, другие просто жуткие, однако в любом случае знакомство с ними позволяет по-новому взглянуть на исхоженные туристами пути.

Нереальный облик старинного города, его мощеные улочки, шпили и статуи, мосты и мельницы вселяют уверенность, что все эти волшебные легенды действительно произошли, более, того, что все они произошли буквально недавно, и прямо за углом могут повстречаться зловещий Голем, задумчивый Фауст или средневековые алхимики.

Маги и алхимики

Маги и алхимики

Пожалуй, из всех магов, связанных с Прагой, первыми на ум приходят алхимики – каждый знает, что Злату улочку назвали так именно в честь них (историки могут возражать и утверждать, что на узкой улице вдоль крепостной стены просто жили золотых дел мастера и другие ремесленники, все туристы все равно всегда будут связывать образ улочки со средневековыми магами). Но, помимо них, в Праге жил даже сам доктор Фауст. Его дом можно увидеть на юге Карловой площади, он розового цвета. Через крышу этого дома Мефистофель и унес стремившегося к бессмертию ученого. Есть целый цикл легенд, если верить которым, Фауст прилетает в свой пражский дом безлунными ночами. Вообще Иоганн Фауст, ставший в немецкой литературе собирательным образом колдуна и чернокнижника – реальное историческое лицо, однако известно о нем немного. Он жил в Германии в XVI веке, стал успешным врачом, предсказателем будущего и алхимиком, его услуги были востребованы при многих королевских дворах, в том числе и в Праге, где ученому дали лабораторию. Но вот действительно ли она располагалась в этом доме – неизвестно.

Известно, что в конце XIV века здесь жил алхимик Эдвард Келли, а затем – королевский врач Ян Копп. Скорее всего, поэтому за домом и закрепилась слава «магического».
Между прочим, алхимик Келли – тоже реальное историческое лицо.

Император Рудольф II ввел моду на алхимиков. предсказателей и магов

Он был приближенным короля Рудольфа II – одного из самых странных императоров династии Габсбург, который в 1583 году переехал из Вены в Прагу и практически устранился от государственных дел. Говорят, император страдал депрессией, возможно, поэтому он предпочитал людской компании общение с леопардами в королевском саду и беседы с мудрецами, магами и учеными. Впрочем, депрессия не помешала дальновидному тонко чувствующему императору собрать в Праге великолепную коллекцию произведений искусства и вообще привести город к расцвету культуры. А его любовь к жене пражского банкира из гетто стала предметом целого ряда других историй. 

СУДЬБА МЕЦЕНАТА

СУДЬБА МЕЦЕНАТА Рабби Лёв оживляет Голема

Средневековое еврейское гетто в Праге может похвастаться своим эпосом. Самый популярный персонаж всех историй – меценат Мордехай Мейзл. Он родился в 1528 году в нищей еврейской семье, но сумел разбогатеть за счет торговли и банковского дела, так что богатство позволило ему заниматься благотворительностью. Он стал одним из важнейших людей в городе и финансовым советником императора Рудольфа II. Говорят, в жену Мордехая, красавицу Эстер, император был влюблен. Однако она рано умерла, лишив надежды и без того невеселого императора и оставив без семьи Мейзля, который после этого целиком погрузился в меценатство. Именем Мейзля названа улица в еврейском квартале Праги и синагога. Впрочем, фактов о нем сохранилось меньше, чем легенд.

"ТЯЖКИЙ ГРЕХ" И УЖАСНЫЙ ГОЛЕМ

"ТЯЖКИЙ ГРЕХ" И УЖАСНЫЙ ГОЛЕМ Голем на пражской улице

Больше всего историй известно благодаря писателю Лео Перуцу – одному из основателей жанров магического реализма и современного романа ужасов. В основу его книги «Ночи под каменным мостом» как раз легли легенды пражского гетто. Основные персонажи рассказов – Мордеай Мейзль и рабби Лёв.

Начинается книга историей о странной чуме, разразившейся в гетто в 1589 году и уносившей жизни детей. Мудрецы не могли догадаться, в чем же причина заболевания, но однажды на кладбище смельчаки увидели фигуры детей в длинных белых рубашках, которые плясали над свежей могилой.

Рабби Лёв догадался, что болезнь – наказание за какой-то тяжкий грех. Следующей ночью рабби вызвал душу одного из умерших детей и узнал, что причиной недуга стали греховные сны красавицы Эстер, мечтавшей о Рудольфе II. На следующий день Эстер умерла, а чума прекратилась.

По поводу смерти самого Мейзля ходят разные слухи. Кто-то верит, что в еврейском квартале спрятаны сокровища банкира, которые он не успел потратить. Другие возражают, что он раздал все и умер нищим.

Что до рабби Лёва Бен-Бецалеля, то он, конечно, больше прославился благодаря своему удивительному Голему – эту легенду также сделал бессмертной Лео Перуц. Различных големов и впрямь можно встретить в разных арках, закоулках и парках Праги, если внимательно смотреть по сторонам.

РУКА СВЯТОТАТЦА

РУКА СВЯТОТАТЦА

Недалеко от Староместской площади и Тына, на улице Мале Штупартской, находится барочный фасад церкви Св. Иакова. Если при входе посмотреть вверх и вправо, то можно увидеть висящую на крюке высушенную человеческую кисть. Говорят, это сама дева Мария схватила за руку вора, посягнувшего на церковное имущество. Рука святотатца мгновенно отсохла, именно она теперь и висит на крюке.

РЫЦАРЬ БРУНСВИК

РЫЦАРЬ БРУНСВИК Среди россиян эта статуя с золотым мечом известна благодаря Марине Цветаевой, которая считала рыцаря своим ангелом хранителем (о чем писала в письмах Пастернаку) и вообще родственной душой.

В стороне от статуй Карлова моста, над островом Кампа, стоит памятник любимому пражскому образу – рыцарю Брунсвику.

Чехи тоже обожают Брунсвика. Его образ и до Цветаевой был овеян огромным количеством легенд, самая известная из которых связана с желанием рыцаря изображать на щите льва. В погоне за этим правом рыцарь участвовал во множестве битв, растерял всех своих воинов, и, в конце концов, однажды спас жизнь златогривому льву, который сражался с драконом. С тех пор рыцарь и лев были неразлучны. Говорят, золотой меч рыцаря был вмурован в основание Карлова моста, поэтому долгое время статуя стояла с копьем. Однако по преданию, Чехия могла перестать опасаться врагов только тогда, когда в руках у Брунсвика вновь засияет золотой клинок. Меч в руки рыцарю вложили незадолго до начала «бархатной революции».

БАШНЯ ДАЛИБОРКА

БАШНЯ ДАЛИБОРКА

Множество туристов, спеша от одной «галочки» на карте к другой, не остановятся возле мрачной башни Далиборки на вершине Пражского града, к которой ведет лестнице в конце Златой улочки, или просто догадаются, что когда-то здесь была тюрьма. Между тем, название башни связано с именем ее узника: рыцаря Далибора. Говорят, рыцарь в заточении не терял времени зря и научился играть на скрипке, чтобы подать сигнал заговорщикам, которые должны были его освободить. К сожалению, красивый план не удался, и бунтовщика казнили. Эту историю увековечил Бедржих Сметана в опере «Далибор

Пражский дедлайн гения

Пражский дедлайн гения

Прага богата не только на пугающие истории, но и на шутливые байки. Если музыкальный опыт рыцаря Далибора можно считать печальным, то пражские успехи другого композитора – триумфальными. Моцарта в Праге безумно любили, Паскуале Бондини, тогдашний директор оперы, был в восторге от его «Свадьбы Фигаро» и ре-мажорной «Пражской» симфонии. Он-то и заказал композитору новую оперу, «Дон Жуан», премьера которой должна была состояться осенью 1787 года. Незадолго до этого события Моцарт приехал в город и остановился на вилле Бертрамка у друзей – супругов Душек. У них он хотел спокойно закончить работу над оперой.
Но, говорят, работа над оперой шла в большой спешке, ходят даже слухи, что мастер ухитрился написать ее за одну ночь с бокалом вина в руке, и закончил в семь утра в день премьеры. Есть еще слухи, что в такой прокрастинации гениального композитора виноваты его не вполне платонические отношения с супругой Душека, Йозефиной. Однако правда это или фантазии, навеянные тематикой оперы – неизвестно.
Веселые байки о приключениях Моцарта в Праге этим не ограничиваются. Например, во время репетиций одна из певиц не могла воскликнуть достаточно естественно, тогда композитору пришлось подкрасться к ней и грубо схватить сзади, так что девушка испуганно завизжала. «Прекрасно!» – воскликнул тогда Моцарт. – «Вот так и кричите».

Ваша реакция?