Художники Средневековья и Возрождения многократно затрагивали эту душераздирающую тему. Ибо изображение смертной казни – это лишь повод показать поведение человека в экстремальных условиях, повод возвеличить тех, кто даже в последнюю минуту своей жизни проявил твердость духа и непоколебимость. Из их творений мы многое узнаем о трагических событиях истории, о жизни во всех ее проявлениях, особенностях той или иной эпохи и традициях.
Так сложилось, что большая часть живописи в истории искусства, отражающая тему казней, повествует об мученичестве христианских святых. Так как в течение первых трех веков своего существования христианство пребывало вне закона, и все ученики и последователи Христа являлись великомучениками.
Первомучеником, заглянувшим в глаза смерти, после распятия Спасителя был христианин Стефан, которого за его проповеди в 35 году нашей эры насмерть забили камнями.
Первым же мучеником из двенадцати апостолов стал Иаков, казненный в 44 году, по приказу царя Ирода, правителя Иудеи. Мужество и вера Иакова во время казни так впечатлила конвоиров, что один из них пошел на смерть вместе с апостолом.
По истечению десяти лет, был казнен второй апостол - Филипп. Его зверски истязали, а затем распяли во Фригии. В те времена умереть на кресте, как Иисус, считалось почетным.
Следующим подвергся казни апостол Матфей. В 60-м году его пригвоздили к земле и обезглавили при помощи алебарды. А через шесть лет смерть настигла Иакова - сводного брата Иисуса. По приказу иудейского первосвященника он был зверски забросан камнями.
Пал мученической смертью и первый ученик Иисуса - Андрей Первозванный. В Эдессе его распяли на Х-образном кресте, известном как "Крест Святого Андрея". Вслед за Андреем был казнен и его брат - апостол Петр, которого распяли на обычном кресте, но вверх ногами. Он считал себя не достойным принять смерть как его учитель.
Апостолу Павлу отрубили голову, обвинив в сговоре против императора Нерона. Варфоломей и Фома проповедуя в Индии, так же прошли через мученическую смерть. Первый подвергся пыткам, а потом был пронзен копьем и брошен в огненную печь.
Второго, как и Петра, распяли вниз головой. И будучи распятым, Варфоломей продолжал свою проповедь... И тогда его сняли с креста, содрали кожу и обезглавили. Апостол же Лука, проповедовавший в Греции, был повешен на оливковом дереве в Афинах в 93 году.
Из двенадцати апостолов своей смертью довелось умереть только Иоанну. Хотя ему также пришлось пережить пытки. Будучи арестованным в Ефесе, его погружали в котел с кипящим маслом, которое не причинило ему вреда. Пораженный таким чудом Домициан - правитель Римской Империи, выслал Иоанна на остров Патмос, умирать своей смертью.
Первые же массовые истребления простых людей, принявших христианскую веру, начались при императоре Нероне. Бытует версия, что Нерон, дабы поразвлечься, приказал поджечь Рим. И пока тот горел, император на протяжении 9 дней и ночей любовался этим зрелищем. А потом, отвергая свою вину, обвинил в поджоге христиан и подверг их массовым казням.
Публичные казни христиан носили ужасающее зрелище, ибо Нерон в этом проявлял незаурядную фантазию. Он превращал их в красочное представление."Одних зашивали в звериные шкуры, и они погибали, пожираемые собаками; другие умирали на кресте, или их покрывали горючими веществами и, по заходе солнца, жгли вместо факелов. Нерон уступал свои сады для этого зрелища..."
Осужденных также бросали на растерзание львам и тиграм. Особенно император упивался представлениями, в которых жертвами были молодые красивые христианки. Их сначала насиловали, потом привязывали к столбам и выпускали на них хищников. Публика получала удовольствие, созерцая как красивые тела женщин превращаются в кучи окровавленной плоти.
Женщин также выпустили на арену с дикими буйволами, которые пронзали их рогами и затаптывали копытами, превращая их тела в кровавое месиво.
Изощренной мученической смерти в 303 году был предан епископ в Кампании по имени Эразм, которому вскрыли живот и намотали кишки на корабельную лебедку.
Надо сказать, что количество работ на тему казни Святого Себастьяна измеряется десятками, если не сотнями.
Все эти истязания, длившиеся из века в век, христиане выносили с потрясающей преданностью своей вере. Хотя были и те, что отрекались от нее, не выдержав жестоких мучений и издевательств.
Ужасающие казни на первых христиан, начавшиеся от правления императора Нерона, до царствования Диоклетиана продолжались около трех веков, после правления которого преследования христиан постепенно прекратились. И когда в 324 году к власти пришел император Константин, в Римской империи произошел настоящий переворот. Константин первым принял христианскую веру. И, как правитель Римской империи, он объявил свободу вероисповедания, а государственной религией сделал христианство.