Шут польских королей Станчик, одетый в традиционную «производственную» униформу – ярко-красный костюм, такой же красный колпак с бубенцами, видимо на несколько минут зашел в небольшую комнату рядом с бальным залом, присел в кресло, чтобы передохнуть, и погрузился в мрачные мысли, странным образом контрастирующие с бурным весельем, которое продолжается там в зале за тяжелым бархатным пологом.
Зрителю известно, о чем он думает. Действие картины относится к 1514 году, когда литовское войско было разгромлено при третьей осаде Смоленска. Несколько непатриотично сочувствовать персонажу со стороны наших врагов, но именно это и происходит. Хотя мы и помним, что три осады Смоленска в 1513-1514 гг. были тяжким испытанием и для его жителей и для всего Московского государства. До этого Смоленск около сотни лет был под властью князей литовских, и его возвращение Московскому государству стало одной из главных политических удач Василия III, отца Ивана Грозного.
А для поляков это было грандиозным политическим провалом. Двор Сигизмунда I Старого и его красавицы-супруги Боны Сфорца предпочитал не зацикливаться на политических неудачах, они проводили свои дни в балах и пирах, а получив известие о грандиозном военном поражении, никто не прервал веселья. И только шут, самый незначительный среди всех придворных, после этого погрузился в тягостные размышления.
Станчик был реальным историческим лицом, он упоминается в польских документах начала 16 века. Предполагается, что его настоящее имя – Станислав Гаска, и что он был уроженцем деревни Прошовицы близ Кракова. Станчик был человеком умным, проницательным, пользовался доверием и уважением своего государя, считался истинным ревнителем польской государственности. Станчику приписывали и несколько фраз, ставших впоследствии крылатыми. Самая известная из них: «Очень глупо выпускать медведя, который уже сидит в клетке».
В дальнейшем имя Станчика стало практически нарицательным для польских патриотов. В польской литературе и изобразительном искусстве достаточно часто использовали его образ. Это касается и Яна Матейко. Станчик появился на нескольких его полотнах, символизируя преданность Польше по контрасту с продажными польскими магнатами. В определенном смысле образ шута отражал собственные мысли и убеждения художника.
Позднее Станчик появился даже на пьедестале памятника Яну Матейко в Варшаве.