«Священный отряд» из Фив: как отборный отряд любовников и возлюбленных прославился доблестью в IV в до н э
0
0
1,013
просмотров
Название «Священный отряд» в отношении военного подразделения из беотийского города Фивы впервые употребил афинский оратор Динарх в 324 г. до н.э. – через 14 лет после того, как отряд был разбит в битве при Херонее. Триста отборных воинов пали под копьями македонян. Царь Филипп II поинтересовался, кем были храбрые мужи, на что ему ответили, что это был отряд любовников и возлюбленных.

Священный отряд не был уникален. Пехотные армии полисов Классической эпохи состояли из отрядов ополчения и наемников. Но многие полисы содержали элитные отряды, члены которых жили на счет государства и посвящали свое время военным упражнениям.

Численность таких отрядов часто составляла 300 человек, как это было со спартанскими «всадниками». В V в. до н. э. в Сиракузах был создан отряд из шестисот воинов, который, в частности, в 461 г. до н. э. разбил восставших наемников. В Аргосе в 421 г. до н. э. 1000 юношей из знатных семей образовали профессиональный отряд воинов, снабжаемый государством. Элитный отряд из 300 воинов в IV в. до н. э. был у Элиды, который комплектовался из влюбленных пар. Вероятно, он был создан под влиянием Священного отряда из Фив.

Осада Мантинеи.

В 424 г. до н. э. при Делии войска Беотийского союза разбили армию афинян. Известно, что в этом бою по всему строю фиванцев были распределены 300 отборных воинов, которых называли «колесничие и возницы».

В 379 г. до н. э. Фивами правили ставленники Спарты. Противники последне были несколькими годами ранее казнены или бежали в Афины. Осенней ночью 379 г. до н. э. семь фиванских изгнанников во главе с Пелопидом и Горгидом тайно пробрались в город и перебили правителей. Сразу за этим фиванцы восстали и заставили сдаться спартанский гарнизон. Фиванцы почувствовали волю к победе, но впереди у них была война с сильнейшим государством Греции — Спартой.

В этих условиях был создан элитный отряд. Его основателем большинство греческих авторов называет Горгида, одного из лидеров переворота. Священный отряд стоял гарнизоном на фиванском акрополе Кадмее, поэтому подразделение называли также «городским отрядом». В отряд вошло 300 воинов, которые получали содержание от города. Как правило, в Афинах и Фивах бойцами были простые граждане, которые при необходимости становились в фалангу. Особенностью Священного отряда стало то, что его бойцы были профессионалами, которые могли все время посвящать военным упражнениям.

Руины крепости Кадмея.

Плутарх сохранил шуточное изречение фиванского полководца Паммена, который назвал мифического мудреца Нестора не искусным полководцем. Нестор советовал строить войска по коленам и племенам, но родичи часто равнодушны друг к другу. Строй же, соединенный любовью, будет несокрушим.

По задумке Горгида, воины Священного отряда распределялись по первым рядам всего фиванского войска. Этот принцип напоминает то, как сражались при Делии 300 фиванских «колесничих и возниц». Вероятно, Горгид не создал, а восстановил элитный отряд из 300 воинов, существовавший в Фивах в V в. до н. э.

В 378 и 377 гг. до н. э. спартанская армия царя Агесилая опустошала Беотию. Фиванцы и их союзники афиняне оборонялись на холмах и укрепленных участках. Здесь были и воины Священного отряда. В 375 г. до н. э. Пелопид впервые использовал его как отдельное подразделение. Фиванский полководец повел их вместе с отрядом конницы против враждебного Фивам Орхомена. Фиванцы получили донесение, что разместившийся в городе спартанский гарнизон ушел в поход. Приблизившись к городу, Пелопид узнал, что в Орхомене разместился другой спартанский отряд, и взять город с налета не получится.

Реконструкция вооружения фиванского воина.

Фиванцы отступали предгорьями близ местечка под названием Тегиры. Здесь они столкнулись с двумя спартанскими морами (около 1000 воинов). Выхода не было, и Пелопид повел отряд в бой. Фиванцы обратили в бегство численно превосходящих спартанцев, оба полководца которых погибли. Это было первым за долгое время поражением спартанцев в бою против такой же фаланги гоплитов. Победа Священного отряда вселила в фиванцев уверенность и стала прелюдией к победе при Левктрах.

После битвы при Тегирах Пелопид решил, что разумнее использовать Священный отряд как единое целое, а не распределять его воинов по всему строю. Отныне триста отборных воинов стали ударным корпусом фиванского войска, который посылали в бой в решающий момент.

После Тегир война между Фивами и Спартой прекратилась на четыре года. Снова Священный отряд получил возможность проявить себя в великой битве при Левктрах в 371 году, которая сделала Фивы сильнейшим государством Греции.

При Левктрах фиванское войско возглавил полководец Эпаминонд. Он разместил Священный отряд на левом фланге. Там 300 лучших воинов под командованием Пелопида атаковали правый фланг спартанцев, прежде чем они успели перестроиться и разгромили его.

Сограждане высоко оценили мастерство Пелопида как командира Священного отряда. Военачальник получил почести, равные почестям Эпаминонда. После Левктрской битвы Священный отряд принял участие в походе Эпаминонда на Пелопоннес в 369 году. Триста воинов участвовали в штурме Коринфа, но были отброшены легкой пехотой, метавшей в них копья и дротики.

А. Иванов. «Смерть Пелопида».

Хотя история Фив в 369−338 гг. до н. э. была богата на битвы и военные походы, упоминаний о деяниях Священного отряда больше нет. Возможно, отряд из 300 воинов не был такой значимой силой, чтобы упоминать его отдельно, если он не совершал чего-то выдающегося, как это было при Тегирах и Левктрах.

В 338 г. до н. э. Афины, Фивы и их союзники сражались при Херонее против македонской армии Филиппа II. Фиванские отряды занимали левый фланг греческого войска, там же стоял Священный отряд. Стоявшим напротив них македонским правым флангом командовал царевич Александр. Будущему завоевателю удалось разгромить и обратить в бегство фиванцев. Но Священный отряд, как пишет Плутарх, остался стоять, и все 300 воинов погибли под ударами македонских сариссофоров.

Фиванцы возвели на месте битвы гробницу для погибших сограждан. Погребение украсили статуей льва. В 1818 году английский археолог Джордж Тейлор решил использовать «Описание Эллады» Павсания как источник. Он раскопал на месте битвы статую льва. В начале XX века памятник был восстановлен.

В XIX веке археологи нашли могилу под Херонейским львом. Там были обнаружены останки 254 воинов. Так археология подтвердила существование и последний бой отряда, скрепленного узами любви.

Херонейский лев.

Легенда о Священном отряде заняла свое место в общественном сознании греков и позволяла строить политические теории. Первым из них был Платон, который в диалоге «Пир» пишет о враждебности тиранов к гомосексуальным отношениям, также к философии и гимнастике, которые все вместе рождают у подданных «высокие помыслы».

В том же сочинении Платон вкладывает в уста одного из героев по имени Федр речь, в которой он доказывает древность бога Эрота и прославляет мужскую любовь. Федр говорит, что если бы из влюбленных и возлюбленных было образовано государство или войско, его члены избегали бы всего постыдного и соревновались бы друг с другом в доблести.

Идею о том, что мужчины, скрепленные узами взаимной любви, станут лучшими защитниками свободы, подхватили другие философы, жившие во времена Священного отряда — Гераклид Понтийский и Фаний. Живший спустя сто лет Гиероним Родосский поместил Священный отряд в начало списка примеров того, как любовь мужчин помогала низвергнуть тиранию.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится