Триумф русской культуры на Всемирной выставке в Париже 1900 г
1,569
просмотров
Российская экспозиция на выставке 1900 года в Париже произвела настоящий фурор. Россия как главный союзник французов договорилась о том, чтобы занять самую большую площадку на выставке. В центре павильона построили здания, которые напоминали архитектуру Московского кремля. «В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех», – писала тогда авторитетная французская газета Liberte.
Панорама выставки.

Больше пяти миллионов рублей пришлось потратить властям и разного рода меценатам на то, чтобы в 1900 году возвести в Париже огромный русский павильон, который расположился на 24 тысячах квадратных метров. Это при том, что раньше русская делегация в международных выставках никогда не участвовала.

Эйфелева башня.
Мост Александра III.

Масштаб мероприятия превосходил все мыслимые границы: как раз к международной выставке французы построили в Париже Эйфелеву башню и мост, который получил название в честь русского императора Александра III. Это, кстати, был далеко не единственный знак уважения к российским самодержцам: так, например, гости выставки могли при желании прогуляться по авеню Николая II.

Русский павильон.
Вид на русский павильон с авеню Николая II.
Павильон азиатской России.

Из 18 тематических разделов выставки Россия не участвовала лишь в одном — по объективным причинам пропустить пришлось отдел колонизации. Для некоторых частей экспозиции из-за недостатка места возводились специальные здания, а центральный павильон — его называли «павильоном русских окраин» — был выполнен в архитектурном стиле московского и казанского Кремля. Рядом с павильоном отстроили Кустарную улицу: на ней расположились барские хоромы, традиционные русские избы и деревянные церкви. А прямо рядом с Эйфелевой башней продавались сувенирные бутылки с русской водкой.

Великорусский оркестр В. Андреева.
Панно Константина Коровина.
Красноярский железнодорожный мост, получивший на выставке золотую медаль

Огромное впечатление на иностранцев произвела экспозиция, посвященная строительству Транссибирской магистрали: так, например, проект моста через Енисей русского инженера Лавра Проскурякова получил золотую медаль выставки. Хрустальный гран-при выставки получили работы Каслинского завода, который демонстрировал шедевры литья. Золотую медаль взял, в частности, музыкант Василий Андреев за игру на традиционных русских музыкальных инструментах. Всего же российская экспозиция получила свыше полутора тысяч наград.

Экспозиция российской железнодорожной техники.
Ажурный чугунный павильон каслинского литья.
Скульптура «Россия» Н. Лаврецкого, каслинское литье.

В целом, парижская выставка 1900 года оказала серьёзное влияние на развитие искусства в России: она ознаменовала период возвращения к корням, когда художники начали черпать вдохновение в фольклоре и русской старине. Значительно она повлияла и на такой культурный феномен, как «русские сезоны» Дягилева: театральный деятель учёл все удачные моменты, которые удалось воплотить русской делегации, и использовал их в своих выступлениях.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится